Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Голод начала 1930-х гг. в Поволжье: взгляды и оценки через 80 лет

23 марта, 2013 - 16:00

Голод начала 1930-х гг. в Поволжье: взгляды и оценки через 80 лет

 
       21 марта 2013 г. на кафедре отечественной истории в новейшее время Института истории и международных отношений состоялся круглый стол на тему «Голод начала 1930-х гг. в Поволжье: взгляд через 80 лет». Дискуссию возглавил д.и.н., профессор А.А. Герман. В ней приняли участие ученые института, а также специалисты из других вузов г. Саратова.
 
 
 
       Знаменательным представляется тот факт, что участники дискуссии, отметив особенности и трагические последствия этого голода, основное внимание сосредоточили на обсуждении причин происшедшей 80 лет назад гуманитарной катастрофы. Их краткий анализ дал д.и.н. профессор В.Я. Романченко. Д.и.н., проф. Аврус остановился на биологических причинах голода. В ходе дискуссии все участники единодушно пришли к мнению, что основными причинами голода стали социальные, тесно связанные с политикой государства. В этой связи  отмечались общие черты политики Советского государства, приведшие к голоду 1921-1922, 1932-1933, 1946-1947 гг.
 
 
 
 
 
       Как отметил А.А. Герман, слом рынка, уничтожение присущего ему механизма саморегулирования движения товаров, замена рынка системой прямого продуктообмена с непременно присущими ей продразверстками, продзаготовками и т. п. «выкачиванием» продовольствия из деревни, неповоротливость советской бюрократии, порождали ситуацию постоянного продовольственного и иного товарного дефицита, пустых прилавков. Когда же страна и общество оказывались в экстремальных ситуациях (Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война), политика изъятия продовольствия существенно ужесточалась, продовольственный дефицит трансформировался в голод, а государство теряло контроль за ситуацией, показывая беспомощность, неспособность быстро нормализовать обстановку.
 
 
 
       
       К.и.н., доцент В.В. Хасин, в оценке причин регулярных гуманитарных катастроф, начавшихся в России со второй половины ХIX в., поднялся еще на более высокую ступень обобщения, связав их со спецификой развития общего модернизационного процесса в России. Голод, как и некоторые другие отрицательные социальные явления, по мнению ученого стали следствием того, что вопросы модернизации развивавшегося индустриального общества власти пытались решать устаревшими методами уходившего в прошлое аграрного общества. Интересными оказались замечания к.и.н., доцента А.В. Лучникова. Он связал действия политического истеблишмента, ставшие одной из основных причин голода, с общей концепцией автаркической экономики, в той или иной мере реализуемой в посткризисное время даже самыми развитыми государствами мира. В этом смысле один из немногих ресурсов, имеющихся в советском государстве – трудовой, крестьянские руки, производившие товарный хлеб – использовался так же, как люди на массовых социальных работах рузвельтовской Америки или гитлеровской Германии, но из-за крайне низкого уровня управленцев эта политика была реализована с колоссальными издержками.
 
 
 
 
        На круглом столе присутствовали студенты, магистранты, аспиранты ИИМО, для которых развернувшаяся дискуссия стала важным подспорьем в постижении проблем отечественной истории.