Skip to main content Skip to search

Гольдин
Валентин
Евсеевич

Профессор
Образование: 
Крымский государственный педагогический институт, 1958 г., Русский язык, литература и история
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук, К вопросу о структурно-семантических различиях в диалектной лексике, 1967 г.
Доктор филологических наук, Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии, 1998 г.
Учёное звание: 
Профессор по кафедре общего и славяно-русского языкознания
Научные интересы: 
Теория языка
Русская диалектология
Прикладная лингвистика
Психолингвистика
Общий стаж: 
66 лет
Стаж по специальности: 
66 лет
Работа в университете: 
Доцент
, с 1968 по 1988
Заведующий кафедрой
, с 1988 по 2004
Профессор
, с 2004 по н.в.
Трудовая биография: 

Образование:

  • 1953 – 1958: факультет русского языка, литературы, истории сначала Саратовского государственного пединститута, а затем Крымского государственного пединститута. 

С 1958 г. по 1962 г. учительствовал в сельских школах Крыма. С 1962 по 1968 г. аспирант, затем старший преподаватель кафедры русского языка Саратовского пединститута. С 1968 г. доцент, затем профессор Саратовского государственного университета.

Преподаваемые дисциплины: 
Общее языкознание / Теория языка
Диалектология
Спецсеминар
Психолингвистика
История, философия и методология науки о языке
Филология в системе современного гуманитарного знания
Спецкурс «Язык и знание: проблемы категоризации»
Технологии корпусной лингвистики (лекции)
Основные научные публикации: 

1. Этикет и речь. Изд. 3-е, дополн. Книжный дом ЛИБЕРКОМ, М., 2009.

2. Повествование в диалектном дискурсе // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 1.

3. Обращение: теоретические проблемы. Изд. 2-е, испр. и доп. Книжный дом ЛИБЕРКОМ, М., 2009.

4. Текстовый диалектологический корпус как модель традиционной сельской коммуникации // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 4-8 июня 2008 г.). Вып. 7 (14). – М.: РГГУ, 2008 (соавтор О.Ю. Крючкова).

5. Ассоциативный эксперимент как речевая игра // Жизнь языка: Сб.стат. / РАН. М.: Языки славянской культуры, 2001

6. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I-XI классов: в 2 т./ Т. I. От стимула к реакции. Т 2. (кН.!, 2) От реакции к стимулу. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011 (соавторы: А.П. Сдобнова, А.О. Мартьянов).

Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь : ассоциативные реакции школьников I–XI классов : в 2 т. Т. 1. От стимула к реакции. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2011. 500 с.

Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь : ассоциативные реакции школьников I–XI классов : в 2 т. Т. 2. От реакции к стимулу. Ч. 1. А–Н. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2011. 480 с.

Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь : ассоциативные реакции школьников I–XI классов : в 2 т. Т 2. От реакции к стимулу. Ч. 2. О–Я. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2011. 420 с.

7. Модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира // Вопросы психолингвистики. 2016. № 2(28), (соавтор А.П. Сдобнова).

Победы в грантах и научных проектах: 
  1. 2000-2002 гг.: грант РГНФ «Активные процессы изменения традиционной сельской культуры речевого общения в саратовском Поволжье на рубеже 20-21 веков». Руководитель
  2. 2002-2004 гг.: грант РГНФ «Ассоциативный словарь саратовских школьников (создание и исследование)». Руководитель
  3. 2004-2006 гг.: грант РГНФ «Исследование современных изменений концептуальных сфер сознания российской молодежи по их отражениям в речевых ассоциациях». Руководитель
  4. 2006-2008 гг.: грант РФФИ «Текстовая репрезентация диалекта как культурно-коммуникативного образования». Исполнитель
Выпущенные аспиранты и докторанты: 
Федяшина Алла Анатольевна, «Коннотативная семантика пространственных антропоцентрических прилагательных (на материале русского и английского языков)», 1986 г.
Коробова Алла Юрьевна, «Исследование семантики субстанциональной лексики с параметрическим компонентом в значении (на материале русского и английского языков)», 1990 г.
Кириллова Ирина Александровна, «Метаэлементы научной речи (на материале русских лингвистических трудов 18 - 20 веков)», 1993 г.
Бронникова Юлия Олеговна, «Лексические средства выражения категории оценки в речи младших школьников», 1997 г.
Фадеева Светлана Юрьевна, «Номинация лиц как отражение специфики разговорного общения (на материале текстов диалектной и городской речи)», 1997 г.
Плешакова Анна Владимировна, «Исследование фреймов "Происшествие" на материале русских и английских текстов жанра "информационное сообщение"», 1998 г.
Данилина Наталия Ивановна, «Расширение гласных верхнего подъема в русских говорах», 1999 г.
Полякова Елена Владимировна, «Отрицательная оценка в русских письмах», 2001 г.
Крючкова Надежда Владимировна, «Концепты возраста (на материале русского и французского языков)», 2003 г.
Нефедова Валентина Александровна, «Зона фонетического реагирования в ассоциативном словаре школьника», 2003 г.
Бушуева Людмила Александровна, «Поступки и их имена (на материале русского и английского языков)», 2006 г.
Руссинова Татьяна Викторовна, «Особенности функционирования запрета (на материале русского и английского языков)», 2006 г.
Кленова Анастасия Владиленовна, «Оценочные смыслы в ассоциативном словаре (на материале «Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области», 2007 г.
Воздвиженская Анна Вячеславовна, «Гиперо-гипонимические системы в составе ассоциативных полей», 2016 г.
Дополнительная информация: 

Выпущенные докторанты:

Дементьев Вадим Викторович
(2001)
«Основы теории непрямой коммуникации»

Крючкова Надежда Владимировна
(2009)
«Роль референции и коммуникации в концептообразовании и исследовании концептов»

Повышение квалификации: 
Стажировка в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН по программе «Судьба народных говоров и социальные риски современной российской деревни», 2011 г.
по программе «Социокультурные вопросы подготовки научно-педагогических работников: риски реализации ФГОС», ИДПО ФГБОУ ВО СГУ, 2014 г.
«10th Russian Summer School in Information Retrieval», Saratov, 2016 г.