Skip to main content Skip to search

«Па-де-де с Алексеем Михеевым»

16 июля, 2018 - 13:15

«Па-де-де с Алексеем Михеевым»

Продолжаем серию публикаций работ обладателей Гран-при Седьмого конкурса для творчески одарённых старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «ВЛАСТЬ СЛОВА», который проводился Институтом филологии и журналистики СГУ.

Сегодня вашему вниманию представлена работа, получившая Гран-при в номинации «Журналистский дебют». Её автор – София Черёмухина, ученица 11 класса МАОУ «Лицей № 62», г. Саратов.

Па-де-де с Алексеем Михеевым

Принц. Ромео. Граф Резанов. Базиль. Оберон. Если вы живёте в Саратове и хотя бы иногда ходите на балет, то вы точно видели его в этих ролях. Алексей Михеев, ведущий солист Саратовского академического театра оперы и балета, станцевал уже во всех классических спектаклях и работает над новыми постановками. История танцовщика, который в начале не испытывал к балету никаких чувств, а сейчас не представляет свою жизнь без театра.

Первые плие и фуэте

В детстве, как и многим мальчикам, Алексею казалось, что балет - далёкое, не «мужское» занятие. Театральную судьбу солиста определила случайность, но не обошлось без участия мамы Алексея. Именно она решила отдать мальчика в Детскую школу искусств №1, чтобы уберечь сына от влияния «лихих» 90-х.

Алексея хотели учить игре на баяне, но педагога не оказалось на месте. И когда будущий солист с мамой уже спустились в гардероб, чтобы уходить, они увидели балетный класс. Там как раз шёл урок. «Мама предложила мне попробовать. Я начал возмущаться: «Чтобы я там прыгал? Никогда». Но каким-то образом она уговорила меня пойти», - рассказывает танцовщик, улыбаясь.

Ощущения после первого урока остались очень странные и непонятные. «Тебе выворачивают ноги, гнут - причиняют боль. Как это может нравиться ребёнку? Это же мазохизм», - шутит солист. Тем не менее, мама Алексея настояла - он продолжил ходить и постепенно втянулся.

Вторая семья

Окончив четыре класса обычной школы, Михеев поступил на хореографическое отделение Саратовского областного колледжа искусств. Здесь уже началась настоящая работа. Уроки длились с восьми утра до восьми вечера, причём умственная и физическая нагрузка всегда чередовались. «Это твоя жизнь, твой дом. Педагоги как родители»,- говорит танцовщик об училище.

Балетная муштра

На вопрос было ли когда-нибудь желание всё бросить, Михеев отвечает утвердительно. «Учиться мне никогда не нравилось. Я мог грубить преподавателям, отказываться выполнять упражнения, – делится Алексей. - И особой любви к балету у меня тогда не было». Не бросил колледж танцовщик лишь потому, что уже было поздно – нужно было доучиться и получить специальность.

«В училище сила воли вырабатывается дикая, - говорит солист о том, как перебарывал себя. - Там же жёсткая дисциплина, как в кадетском корпусе или в армии». По рассказам Алексея, на занятиях стулья могли лететь в стену, а некоторые преподавательницы «исправляли» движения линейками, указками. «Жестоко нас не били. Это не садизм, - убеждает танцовщик. – А как ещё заставить ребёнка делать два часа то, что он вообще не хочет? А особенно если он начинает возмущаться или хамить? Только диктатура».

Через боль к любви

Одним из самых трудных этапов Михеев называет начало работы в театре. Наставник Алексея и руководитель балетной труппы Игорь Георгиевич Стецюр-Мова не давал ему послаблений. Танцовщик мог повторять вариацию (сольный танец, танцевальный монолог, прим. авт.) по десять раз подряд. «Но это наработка силы. Пусть с орами, криками, настоящими слезами», - утверждает Алексей. На следующий день приходишь в театр, и тебе говорят: «Давай! Вперёд!». Ты понимаешь, что даже руку не можешь поднять, но всё равно делаешь. И не просто танцуешь, а выдавливаешь из себя эмоции, играешь, - делится солист. - Всё это для того, чтобы потом танцевалось легко, с улыбкой и зритель не замечал усилий.

Однако, несмотря на все испытания, именно в первые годы работы в театре Алексей по-настоящему полюбил балет. Летом, во время двухмесячного отпуска начали болеть мышцы от недостатка нагрузок, и танцовщик понял, что нужно идти в зал, растягиваться и что по-другому уже никак.

Любовь к своему делу принесла Алексею успех. Его ценят за экспрессию, выразительность не только коллеги, но и зрители. «А кто будет танцевать? Михеев? Тогда дайте два билета в партер», - случайно слышу я у театральной кассы.