Продолжаем публиковать работы победителей V Конкурса для старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «ВЛАСТЬ СЛОВА», который проводился Институтом филологии и журналистики СГУ.
Сегодня вашему вниманию представлена работа, победившая в номинации «Журналистский дебют». Её автор – Анна Семенова, ученица 11 класса МОУ «Лицей № 47», г. Саратов. Работа выполнена без участия консультанта.
Жизнь по законам математики
В рамках юбилейного спецпроекта Физико-технического лицея №1 прошла открытая лекция «Математическая составляющая». Её провёл обладатель премии Президента Российской Федерации 2010 года, кандидат физико-математических наук, автор книги «Математическая составляющая» и проекта «Математические этюды», заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН – Николай Николаевич Андреев.
Лектор доказал, что математика – «живая наука», а попадание в научную среду порождает большой интерес.
– Когда и как сформировалось ваша любовь к точным наукам?
– Это произошло, когда я учился в саратовской школе №13 (сейчас – ФТЛ №1). Потом поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана, затем перевёлся в МГУ им. М.В. Ломоносова на механико-математический факультет. Математика имеет большое практическое применение в жизни, например, когда занимаешься исследованием чего-нибудь. Позже я попал в Математический институт им. В.А. Стеклова РАН, где работают немногим более ста человек, которые ищут что-то новое. Общаться с ними очень интересно.
– Возникало ли в детстве желание изобрести что-нибудь новое?
– Была тяга изобрести новое для себя: что-то спаять или смастерить из дерева. Ясно, что ребёнок не сможет изобрести полезное для всего человечества. У нас в проекте есть мастер по дереву, который изготавливает математические модели. Смотришь на его творчество и жалеешь, что не можешь так же владеть этим искусством.
– Какая самая трудная задача попадалась вам и как вы её решили?
– Наверно, это задача с расположением точек – задача Томсона. Дана сфера, с которой запрещено «разбегаться» электронам. Решение имеет большие выходы к теории кодирования и численным интегрированиям. Много времени потребовалось на поиск истины. Следом вышел наш первый фильм в рамках проекта «Математические этюды», посвящённый разбору данной задачи.
– Николай Николаевич, как вам пришла мысль о создании проекта «Математические этюды», который стал известным в России и далеко за её пределами?
– Мне захотелось объяснить людям доступно то, чем я занимался в науке. Повторюсь, на задачу Томсона был отведён первый фильм. После этого мы убедились, что зрителям нравится, и стали дальше развиваться.
– Кто для вас «идеальный ученик», какими качествами он должен обладать?
– Прежде всего, заинтересованностью. Когда я езжу с лекциями по России, замечаю, что уровень образования у всех учеников разный, но это не столь важно. Главное – видеть перед собой человека, у которого загораются глаза. Если получится заинтересовать, то дальше возможно и научить. Нужно, чтобы учитель правильно располагал к себе, ведь сначала тянутся к нему, а уже потом к его науке.
– Нужно ли увеличивать количество часов математики в гуманитарных классах?
– Это тяжёлый вопрос. Конечно, гуманитариям математика нужна. Недавно вышла в печать книга «Математическая составляющая», благодаря которой читатель может убедиться, что математика неразрывно связана и с музыкой. Ещё один живой пример того, что гуманитариям нужна математика: пришел ко мне саратовский скрипач и попросил научить его логарифмам (смеётся). Действительно, без этого понятия работать в музыкальной сфере невозможно. Ведь наш слуховой аппарат в реальности логарифмирует, принимает сигналы. Гуманитариям, безусловно, нужна математика. Остаются нерешённые вопросы: как и что преподавать?
– То есть математическое мышление помогает в реальной жизни.
– Математическое мышление – это некий способ смотреть на разные вещи с одинаковой точки зрения и видеть отличия. Конечно, оно помогает, так как, умея решать одно, вы можете получить решение другой задачи.
– Николай Николаевич, расскажите, как вы готовились к университетской сессии? Есть ли какие-нибудь выработанные методы?
– Во время сессии библиотека становилась владением студента. Мы там «жили» с утра до ночи. Подготовка, я думаю, несильно отличалась от нынешней. Основное – это уловить суть объекта изучения. Понятия «заучивать» в математике не существует, на нём далеко «не уедешь».