Skip to main content Skip to search

«Любимая ученица Киселёва»

23 июня, 2016 - 17:30

«Любимая ученица Киселёва»

Продолжаем серию публикаций работ обладателей Гран-при и победителей Пятого конкурса для творчески одарённых старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «ВЛАСТЬ СЛОВА», который проводился Институтом филологии и журналистики СГУ.

Сегодня вашему вниманию представлена работа, получившая Гран-при в номинации «Журналистский дебют». Её автор – Анастасия Трухачева, ученица 11 класса Лицея гуманитарных наук, г. Саратов. Учитель-консультант – Сергей Борисович Козинец.

 

Любимая ученица Киселёва

У Людмилы Цинман всю жизнь было одно место работы – это Театр юного зрителя. Почти 37 лет.

– Как вы попали в театр?

После окончания школы я поступила в политехнический институт на физический факультет. Как только поступила, записалась в кружки: пела в оркестре, сразу же начала играть в постановках. На первом курсе познакомилась с моим будущим мужем, Григорием Цинманом. Он был замечательный человек: добрый, отзывчивый, умный. В этом году ему исполнилось бы 65 лет. Талантливый, красивый юноша был кумиром всех девушек, но при этом был скромным.

Мы очень любили театр. Тогда открывался один день, когда продавали билеты, и люди даже ночью стояли в кассы. И в то время были такие спектакли! Просто потрясающие! И мы, конечно, ходили на них. Когда увидели объявление, что именно Киселёв набирает группу учеников, всё бросили и ушли в театр. Мои родители были против карьеры актрисы, но тогда я всё для себя решила.

Расскажите о годах учёбы в театральном институте.

Хотя я и окончила школу с золотой медалью, но интереснее, чем в театральном институте, обучения нигде нет. Было очень много развивающих предметов. Из института практически не вылезаешь. Утром занятия начинаются, и только ночью ты уходишь домой. Это беспрерывное обучение. Вот поэтому, когда окончил театральное, не знаешь, куда потратить лишние часы. Мы не любили свободное время. Актеры обожают работать, особенно если режиссёр хороший. И со временем ты загружаешься всё больше и больше.

Когда вы стали играть в спектаклях? Какие роли исполняли?

На первом курсе мы играли в массовке. А где-то на втором курсе я начала выступать в главных ролях. Были и взрослые, и детские спектакли. В юности я играла Алёнушку в «Аленьком цветочке», Машу в «Капитанской дочке», во всех спектаклях по пьесам Виктора Розова, кроме последнего – «Вечно живые». У меня даже была самая любимая роль – Искра в постановке «Гнездо глухаря». Пьесы Розова – основы нравственности нашего поколения. К нам Виктор даже приезжал, потому что был другом Киселёва.

Какими были впечатления от вашей встречи с Виктором Розовым?

Впечатления от встречи незабываемые, потому что это была беседа с великим человеком. Очень важно встречаться с такими людьми. Любой великий человек как будто дарит тебе свою частичку, передаёт невидимым образом свою сущность. И следует брать, пока дают! Ведь такие люди для этого и живут. Велик человек не тем, что имеет, а тем, что отдаёт.

Как складывались ваши отношения с режиссёром в дальнейшем?

С Киселёвым мы никогда не спорили, мы им восхищались, но это не значит, что он был высокомерен или груб с нами, нет. Мы с ним дружили семьями, он нас воспитывал. Ведь актёр – это не просто человек, который вышел на сцену. Он личность, а это самое главное. В любое время на человека не будут смотреть, если он неглубокий. Киселёв это прекрасно понимал и учил нас: «Ты выходишь на сцену, как айсберг, вот как будто ничего нет, просто разговариваешь, но у айсберга внутри должна быть глубина». Поэтому работа над собой в театре самая главная. Кажется, что эта профессия – вышел и сказал, но за каждым словом стоит очень большой труд. В особенности, нравственная, потому что нельзя притворяться на сцене. Иначе тебе никто не поверит. Актёры в перерывах между репетициями учат всё – литературу, предлагаемые обстоятельства, всё об эпохе, в которой он должен сыграть. Любить и понять всё это сложно, но нужно. В общем, работа над собой везде самая главная. Это основа личности и определяет, в общем-то, всё.

Насколько я знаю, ваш муж Григорий Цинман был режиссёром два года, это правда?

Он действительно был официально главным режиссёром ТЮЗа два года, но режиссурой он занимался давно. Вёл курс на театральном факультете в консерватории и уже тогда ставил спектакли. Я играла в его спектаклях. Особенно мне понравилась «Очень простая история», за которую он получил «Золотого Арлекина». Но не только режиссёр, но и художник, и многие актёры получили тогда награды за этот спектакль. Мой муж посвятил всю свою жизнь театру. И оставил в нем частичку себя – свой голос, который объявляет о начале спектакля и о том, что следует выключить телефон.

Играли ли вы с мужем в одном спектакле?

Мы немного играли вместе. В паре, где была любовь, был только один спектакль – «Дружина» Михаила Рощина.

Как проходили репетиции?

Игра в театре должна быть тебе интересна, увлекательна. Это сложно и тяжело, но без труда что-то действительно хорошее не может получиться. И потом, если прошёл через всё это, то проще. В игре не всегда получается все гладко. Как-то мы играли спектакль Виктора Розова, и я выучила текст: «Мама, поставь цветы в синюю вазу», – а в театре в то время не оказалось синей вазы. Поставили хрустальную. Я выхожу в первый раз и говорю мой заученный текст. На что мне Киселёв говорит: «Люда, у нас нет синей вазы, у нас хрусталь». Так начинаем сцену сначала. Я собралась, чтобы прожить эту сцену в предлагаемых обстоятельствах снова, а текст ведь заучен, он где-то там, в подсознании. И говорила я: «Мам, поставь цветы в синюю вазу» – три раза. Киселёв так рассердился на меня, так раскалился: «Нету синей вазы!». Ну а все другие, конечно, лежали от смеха.

Вы волновались перед выходом на сцену?

У меня всегда был трепет перед выходом, и это очень хорошо. Важно, чтобы ты волновался перед своим выходом. Сухой, циничный человек перед зрителями – это не актёр. У него получится, мягко говоря, неинтересный персонаж, и потом зрителю точно так же не понравится этот спектакль. Это как любое ремесло. Ты сшил платье – оно некрасивое, но ты всё равно его сделал. Носить его не хочется, но оно есть. Вот так вот актёры, а потом и зрители реагируют. Человек не носит платье, театралы просто бастуют ногами – не ходят на спектакли. И именно поэтому многие актёры не задерживаются в театре. Только человек по призванию может там работать. Господи, какое счастье было быть актрисой, да за это ещё и платили!

Как часто были и долго ли длились репетиции? Исполнителю главной роли приходилось, наверное, тяжелее всех?

Бывает, три месяца шла репетиция, бывает, и дольше, вплоть до полугода, но сейчас так уже не делают. Репетиции – каждый день. И хорошо, когда актёр загружен полностью. Если у тебя большая роль, то, конечно, не выходишь из театра днями, и лучше присутствовать на каждой репетиции. Если маленькая роль, то загруженность меньше, но всё равно до премьеры занят ежедневно.

У вас случались курьёзные случаи из-за пропуска репетиции?

Да, у нас как-то был детский спектакль, а на последней репетиции я не присутствовала, у меня была серьёзная причина. И меня забыли предупредить, что одну сцену с моим участием вырезали… Спектакль. Выхожу я на сцену, начинаю говорить текст, который вырезали. Не выходит ни один актёр. Я продолжаю сама с собой разговаривать. Думаю, может, они не слышат мои реплики, и начинаю читать громче. А там за сценой все застыли в шоке. Это было потрясающе смешно, но мне было не до смеха. Я была просто в ужасе. Я поговорила, поговорила сама с собой, а потом воскликнула: «Где вы там?! Вы меня не слышите?». И убежала за сцену.

А ваши дети ходили на спектакли с вашим участием?

На один из спектаклей пришёл мой сын Кирилл с его одноклассниками-первоклашками, которые заняли весь первый ряд. Шёл спектакль «Алёнушка». Я играла главную героиню. И когда ко мне подсела Баба Яга, которая в то время превратилась в нянюшку, весь первый ряд стал кричать: «Это Баба Яга! Это Баба Яга!». Я не знала, что делать, они так кричали! Они как бы принимали, что я Алёнушка, но так как я мама их одноклассника, они решили мне помочь. Это было невероятно!..

Кто-нибудь из детей пошёл по стопам родителей?

Кирилл пошёл, а Соня нет. Мы её просто не пустили. Игра – это очень сложная вещь. И вообще, многое зависит от пьесы, от роли, от режиссёра. Неизвестно, какой человек приедет и будет тобой руководить. Попробуй тут поруководить. Режиссёрам нужно подчиняться, у них своё видение, иначе вся постановка развалится. Кирилл же закончил театральный факультет консерватории, он учился у ведущей артистки Театра драмы, Валентины Ермаковой.

Почему сейчас вы не играете в театре? Чем занимаетесь в свободное время?

Я ушла, потому что с другим уровнем режиссуры после Киселёва не могу работать. А после смерти мужа я вычеркнула ТЮЗ из своей жизни.

К тому же, мир больше, чем театр. Я замечательно сориентировалась в жизни без игры, хотя раньше думала, что не смогу. Сейчас я так свободна: начала рисовать, путешествую, учусь на косметолога.