Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Участники Клуба абитуриентов ИФиЖ размышляли о русском языке в историческом контексте

12 декабря, 2023 - 16:00

Участники Клуба абитуриентов ИФиЖ размышляли о русском языке в историческом контексте

В среду, 6 декабря, прошло очередное занятие Клуба абитуриентов Института филологии и журналистики. Доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Юлия Валерьевна Каменская углубилась со старшеклассниками в историю русского языка.

В начале занятия лектор провела мини-дискуссию о том, сколько же лет, на взгляд старшеклассников, русскому языку. Участники Клуба абитуриентов сошлись во мнении, что русскому языку порядка тысячи лет, а современному русскому около двух-трех столетий. После всех предположений лектор рассказала старшеклассникам о далеких предках русского языка. Юлия Валерьевна рассказала абитуриентам про ностратические языки. Она сконцентрировала внимание учащихся на том, что «noster» в переводе с латинского языка означает «наш». Лектор объяснила, что ностратические языки включают несколько языковых семей Евразии и Африки: афразийские, индоевропейские, картвельские, дравидийские, уральские, алтайские, эскимосские и алеутские языки.

Юлия Валерьевна подробнее остановилась на языках индоевропейской семьи, сделала акцент на локализации данной языковой семьи, а также на том временном отрезке, когда учёные приступили к изучению этого явления. Лектор упомянула, что есть языки, которые активно развиваются в наши дни, а есть и мёртвые языки, которые навсегда остались в прошлом. Такими языками из индоевропейской семьи являются хетто-лувийские или анатолийские, а также иллирийские.

Доцент обратила внимание учащихся на генеалогическое древо славянской группы индоевропейской семьи. На представленном изображении было наглядно показано разделение славянской группы на 3 ветви: южную, восточную и западную. Преподаватель уточнила, что к южнославянской группе относят такие языки, как старославянский, словенский, болгарский, македонский, сербский и хорватский; восточнославянская группа включает в себя русский, белорусский и украинский языки; западнославянская группа – это чешский, словацкий, польский, серболужицкие языки.

Абитуриенты узнали, что русский язык за долгие годы своего существования включил в себя разнообразные заимствования – греческие, иранские, тюркские, польские, немецкие, французские, английские и др. Интересно, что самое большое число заимствований в русском языке из первого славянского письменного языка –  старославянского. Это и слова с абстрактным значением, и сложные прилагательные, и слова, в которых есть суффиксы с абстрактным значением (-ость, -ств-, -ний), и образные средства (сложные метафоры и сравнения). «Нам кажется, что некоторые слова выглядят исконно русскими, но на самом деле это не так», – отметила Юлия Валерьевна.

Ю.В. Каменская также рассказала абитуриентам о событиях, которые оказывают немалое влияние на развитие языка. Старшеклассники узнали, что язык не может развиваться без внешней подпитки, он не может быть замкнут в самом себе. Лектор отметила, что на ассимиляцию могут влиять как политические факторы, так и культурная составляющая. Так, после культурных и социальных потрясений в языке появляются различные заимствования.

В конце занятия старшеклассники с Юлией Валерьевной Каменской поразмышляли над вариантами дальнейшего развития русского языка.

Следующая встреча Клуба запланирована на 20 декабря.

Анастасия Никитина, Ангелина Васильева, Полина Пшеничнова