3 октября 2023 года в г. Москве в рамках форума регионов России «Развитие туристской инфраструктуры» состоялась стратегическая сессия «Кадровая стратегия туризма и индустрии гостеприимства». Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского представляли директор Института истории и международных отношений, заведующий кафедрой туризма и культурного наследия, профессор Татьяна Викторовна Черевичко и доцент кафедры туризма и культурного наследия Маринэ Сельбертовна Отнюкова. Партнерами сессии выступили - Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ), научно-образовательный консорциум «Устойчивый туризм», ФУМО ВО «Сервис и туризм».
Основные ключевые вопросы, обсуждаемые во время стратегической сессии затронули следующие темы - система непрерывной подготовки кадров в туризме; ранняя профориентация и вовлечение в профессию или зарплата и экономическая эффективность турбизнеса; стандарты сервиса или новые образовательные стандарты в туризме; практико-ориентированное обучение: барьеры интеграции образования и бизнеса; целесообразность увеличения «госзаказа» вузам в текущих условиях; подготовка управленческого персонала в России: перспективы корпоративных университетов; линейный персонал и «профессионалитет»; федеральные центры компетенций: место и роль в системе подготовки кадров для туризма.
Модератор сессии - Х.А. Константиниди, председатель Экспертного совета Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Приглашенные спикеры: В. Надыкто, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в СКФО, руководитель рабочей группы по развитию туризма; Е. Угрюмов, председатель Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений 43.00.00 «Сервис и туризм»; И. Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России; Н. Вистунова, заместитель генерального менеджера MRIYA RESORT & SPA по стратегической культуре; Н. Филатов, генеральный директор, основатель и совладелец гостиничной компании ZONT Hotel Group и другие.
Участники и эксперты данного мероприятия отметили, что масштабное развитие туристической инфраструктуры затрагивает большинство регионов страны. Закрытие и ограничение ряда популярных внешних туристических направлений усилило интерес к путешествиям по России, взрывной рост туристических объектов для самых разных категорий туристов: от семейных глэмпингов до курортов премиум-класса. Как следствие – увеличение внутреннего турпотока повышают потребность туротрасли в квалифицированном персонале, дефицит ощущается уже сейчас.
В соответствии с ключевыми целевыми показателя национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» к 2030 году количество рабочих мест в отрасли должно увеличиться более чем на 2 млн. Таким образом потребность в квалифицированном персонале будет нарастать и кадровое обеспечение становится одним из главных сдерживающих факторов развития.
Важнейший вопрос – качество сервиса, который неразрывно связан с качеством персонала. Уход международных сетевых гостиничных брендов с российского рынка не остался незамеченным – эксперты, да и сами туристы, отмечают определенный спад в уровне и качестве обслуживания даже там, где долгое время держали высокую сервисную планку международных стандартов качества.
По-прежнему остро стоит вопрос с формированием системы обучения, подготовки и переподготовки кадров для туристической отрасли и индустрии гостеприимства, не решена проблема с низкой конкурентоспособностью профессий в этих сферах по сравнению со специальностями в других сервисных отраслях. У молодежи отсутствует мотивация идти работать в туризм и индустрию HoReCa, особенно на позиции линейного персонала. Туриндустрия конкурирует за выпускников со сферой торговли, финансовым сектором, где стартовые позиции более привлекательны по зарплате. Кроме того, каждый год владельцы и управляющие ресторанов, гостиниц, парков развлечений и пр. сталкиваются с одной и той же проблемой сезонного фактора.
Таким образом, в рамках стратегической сессии эксперты обсудили все накопившиеся кадровые проблемы отрасли и сформулировали системные решения для кадровой стратегии туризма и гостеприимства.