Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- вычислять температуру горных пород на разной глубине по геотермическому градиенту;
- строить топографический профиль;
- определять формы рельефа на картах;
- определять основные минералы по диагностическим признакам;
- определять и описывать наиболее распространенные горные породы по внешним признакам;
- определять размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых на карте России;
- ориентироваться в геохронологической последовательности событий;
- ориентироваться на местности с помощью горного компаса, работать с ним по карте, вычерчивать маршрут;
- читать и анализировать геологическую карту с горизонтальным залеганием горных пород;
- строить геологический профиль с горизонтальным залеганием горных пород и стратиграфическую колонку;
- определять тип воды по Сулину;
- рассчитывать ожидаемое пластовое давление;
- находить на карте России основные нефтегазоносные провинции;
- читать геологическую часть геолого-технического наряда;
- выполнять подсчет запасов нефти и растворенного газа объемным методом по исходным данным.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- значение геологии, её роль в жизни человека, разделы геологии;
- современные методы изучения космического пространства;
- строение Солнечной системы;
- форму и размеры Земли, понятие о геоиде и его применении;
- гравитационное поле Земли, гравитационные аномалии;
- магнитные свойства Земли, магнитные аномалии;
- тепловые свойства Земли, геотермическую ступень и геотермический градиент;
- внутренние и внешние оболочки Земли;
- методы изучения глубинного строения Земли, физические основы сейсморазведки;
- строение земной коры и ее типы;
- химический состав земной коры;
- строение литосферы и основные литосферные плиты;
- сущность эндогенных и экзогенных геологических процессов и их результатов;
- классификацию и свойства тектонических движений;
- генетические типы рельефа;
- формы рельефа;
- главнейшие породообразующие и рудные минералы, их химический состав и физические свойства;
- генетическую классификацию горных пород, минеральный состав распространенных горных пород, структуру и текстуру, физические свойства;
- применение минералов и горных пород;
- классификацию месторождений полезных ископаемых;
- методы восстановления геологических событий прошлого;
- методы определения возраста Земли и горных пород;
- возраст Земли, геохронологическую шкалу и принцип ее составления;
- эры и периоды истории Земли;
- общие представления о развитии тектонических движений и органического мира Земли;
- основные формы залегания магматических и осадочных пород;
- основные тектонические структуры – платформы, горно-складчатые сооружения, прогибы;
- происхождение подземных вод, их условия залегания;
- химический состав и минерализация подземных вод, физические свойства подземных вод;
- водонапорные системы;
- подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах;
- подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород;
- минеральные, промышленные и термальные воды;
- пластовое давление, его изменение с глубиной;
- геологическую и техногенную деятельность человека;
- химический состав и физические свойства нефти и углеводородного газа;
- породы-коллекторы, коллекторские свойства, породы-покрышки;
- природные резервуары и ловушки нефти и газа;
- распределение газа, нефти, воды в ловушках, водонефтяные, газонефтяные контакты, контуры нефтеносности и газоносности;
- классификацию залежей по фазовому состоянию и типу ловушек;
- особенности пластовых вод нефтяных и газовых месторождений, их промысловую классификацию;
- пластовое давление и температуру в нефтяных и газовых залежах;
- сущность полевых геологических, наземных геофизических, геохимических методов исследований, геологоразведочных работ и роль глубокого бурения при поисках нефти и газа;
- классификацию скважин по назначению;
- цели и задачи геологоразведочных работ;
- общие представления о методике размещения поисковых и разведочных скважин;
- назначение отбора керна, шлама, боковых грунтов геофизических и геохимических методов изучения разрезов скважин;
- цели и задачи геолого-технологических исследований скважин в процессе бурения;
- содержание геологической части геолого-технического наряда;
- влияние условий вскрытия продуктивных пластов на производительность скважин;
- источники энергии в пластах, понятия о режимах нефтяных и газовых залежей;
- иметь представление о геологических и извлекаемых запасах, коэффициенте извлечения нефти и газа;
- иметь представление о категориях запасов в России;
- сущность объемного метода подсчета запасов нефти;
- понятие о системах разработки нефтяных и газовых месторождений;
- источники загрязнения, мероприятия по охране недр и окружающей среды при бурении скважин и разработке нефтяных и газовых месторождений.
ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ПК 1.2. Выполнять комплекс работ по бурению, креплению, испытанию и освоению нефтяных и газовых скважин.
ПК 1.3. Осуществлять геонавигационное сопровождение бурения нефтяных и газовых скважин.
ПК 2.3. Выполнять комплекс работ по капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин.
ПК 3.1. Осуществлять контроль работы агрегатов, систем, механизмов буровых установок эксплуатационного и глубокого разведочного бурения на нефть и газ.
ПК 3.5. Оформлять технологическую и техническую документацию по обслуживанию и эксплуатации бурового оборудования.
ПК 4.1. Осуществлять контроль безопасности ведения буровых работ в соответствии с правилами безопасности.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.