"Саратовская областная газета" от 23 октября, выпуск №80
В Саратове выпущена книга «История медиакритики в России». Коллективная монография была подготовлена преподавателями и студентами СГУ имени Н.Г. Чернышевского под редакцией доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой общего литературоведения и журналистики Валерия Прозорова.
Издание стало победителем проводимого региональным министерством информации и печати конкурса «Лучшая книга 2019 года» в номинации «Лучшее научное и научно-популярное издание». Награды победителям конкурса были вручены в начале октября на VI международной книжной ярмарке «Волжская волна – 2020».Об актуальности темы исследования, представленного в книге, мы беседуем с профессором Валерием Прозоровым.
Валерий Владимирович, что значит термин «медиакритика»?
– Надо исходить из того, что любая творческая профессия имеет свою критику – массовую и профессиональную. Причем критика располагается между полюсами «мне нравится» и «мне не нравится» И чем доказательнее, аргументированнее она звучит с обоих полюсов и с промежуточных позиций, тем критика внятнее, отчетливее и полезнее. Чехов говорил, что нет луч-шей полиции для литературы, чем критика и собственная совесть автора. Существует критика у литературы – литературная критика, у кино – кинокритика, у театра – театральная критика и так далее. И у журналистики тоже существует своя критика. Есть профессионалы, их сегодня не так много, которые специально оценивают журналистскую продукцию. Это медиакритика. Имеется в виду печатная, телевизионная, радийная и интернет-продукция. Медиакритиков действительно мало. На слуху, может быть, Ирина Петровская, которая много пишет о телевизионных программах. Но выясняется, что их было много с самого начала возникновения журна-листики. У нас появилась идея написать книгу об истории медиакритики. Наши исследователи разделились на две группы. Одну возглавил кандидат филологических наук, профессор Игорь Анатольевич Книгин, он за-нимался XIX веком; другую – доктор филологических наук, профессор Елена Генриховна Елина, ее участники исследовали ХХ век и современность. Это пока не систематически изложенная история медиа-критики, а только материалы к истории, но мы здесь пер-вые, до нас ничего подобного в отечественной гуманитаристике не было.
Журналистику критиковали всегда, но тот же Чехов писал, что «опровергать газетчиков все равно, что дергать черта за хвост». Что изменилось за два века в журналистике и ее оценках?
– Как раз в книге мы воспроизводим некоторые статьи XIX века или их фрагменты, в которых оценки и высказывания по поводу текущей журналистской продукции того времени звучат актуально, злободневно и сегодня. Все повторяется. И главное, что с одной стороны это требовательное отношение к журналистике, а с другой – осознание, что она подневольная. Над журналистикой есть власть, и не только и не столько политическая, хотя она, безусловно, задает здесь тон, сколько власть публики. Чего публика желает, то журналист и пишет. Фейк и хайп были всегда в медиасфере, только звались иначе. Красно-речевое выражение, бытовавшее еще с XIX века, «газетная утка», тому подтверждение.
То есть свободная журналистика была и остается мифом?
– Скорее идеалом, горизонтом, к которому надо стремиться, но которого никогда не достигнуть.
Значит, когда очередной блогер бьет себя в грудь и говорит: «Я свободен, я независим», он лукавит?
– Всегда в таких случаях надо задавать вопрос: «от чего свободен?» Если он считает, что им никто не манипулирует, значит, у него очень хороший манипулятор либо действительно он лукавит. Иначе как?!
Поэтому новая книга будет полезна для воспитания новых поколений журналистов?
– Эта работа ценна в журналистском образовании как своеобразная профессиональная рефлексия на предмет, что я такое, кто я есть в истории, в какой развивающийся ряд явлений я попадаю; под какой перекрестный огонь разных критических суждений попа-дает моя профессия, которая была, есть и будет. Это «загляд» в будущее: мы видим, что журналистика за три века не очень меняется с точки зрения ее оценок.
Есть ли примеры региональной журналистики и медиакритики в книге?
– Мы продолжаем работать над темой и надеемся, что появится второй выпуск по истории медиакритики, который мы посвятим и саратовской журналистике тоже. Есть очень интересный материал.
Кстати
Среди авторов коллективной монографии «История медиакритики в России» есть и специалист в интернет-медиа, кандидат филологических наук Антон Тишков. Его статья-исследование «Медиакритика в Интернете: социальная медиакритика» помещена в разделе, посвященном XX–XXI векам. Антон Тишков – старший сын наших коллег, ветеранов журналистики Александра Тишкова и Тамары Тишковой (Катилевской), долгие годы работающих в областных печатных СМИ, в частности в газете «Регион 64». Известная журналистская династия продолжается.