Skip to main content Skip to search

Профессор Валерий ПРОЗОРОВ:«Фейк и хайп были всегда, только звались иначе»

23.10.2020
Рубрика: 
Интервью
Источник: 
Саратовская областная газета

"Саратовская областная газета" от 23 октября, выпуск №80

В Саратове выпущена книга «История медиакритики в России». Коллективная монография была подготовлена преподавателями и студентами СГУ имени Н.Г. Чернышевского под редакцией доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой общего литературоведения и журналистики Валерия Прозорова.

Издание стало победителем проводимого региональным министерством информации и печати конкурса «Лучшая книга 2019 года» в номинации «Лучшее научное и научно-популярное издание». Награды победителям конкурса были вручены в начале  октября на VI международной книжной ярмарке «Волжская волна – 2020».Об актуальности темы  исследования, представленного в книге, мы беседуем с профессором Валерием Прозоровым.

Валерий Владимирович, что значит термин «медиакритика»?

–  Надо исходить из того, что любая творческая профессия имеет свою критику – массовую и профессиональную. Причем критика располагается  между  полюсами  «мне  нравится» и «мне не нравится» И чем доказательнее, аргументированнее она звучит с обоих полюсов и с промежуточных  позиций, тем критика внятнее, отчетливее и полезнее. Чехов говорил, что нет луч-шей  полиции  для  литературы,  чем критика  и собственная совесть автора. Существует критика  у  литературы  – литературная критика, у кино  – кинокритика, у театра – театральная  критика и  так  далее.  И  у  журналистики тоже существует своя критика. Есть профессионалы, их сегодня не так  много,  которые специально  оценивают  журналистскую  продукцию. Это медиакритика. Имеется в виду печатная, телевизионная,  радийная  и  интернет-продукция. Медиакритиков действительно  мало.  На  слуху,  может  быть, Ирина Петровская, которая много пишет о телевизионных программах. Но выясняется, что их было много с самого начала  возникновения  журна-листики.  У  нас  появилась  идея  написать книгу об истории медиакритики. Наши   исследователи   разделились   на   две   группы.   Одну   возглавил  кандидат  филологических  наук,  профессор  Игорь Анатольевич   Книгин, он за-нимался  XIX  веком;  другую  –  доктор   филологических   наук,   профессор  Елена Генриховна Елина,  ее  участники  исследовали  ХХ  век  и  современность.  Это   пока   не   систематически изложенная история медиа-критики,  а  только  материалы  к  истории,  но  мы  здесь  пер-вые, до нас ничего подобного в отечественной  гуманитаристике не было.

 Журналистику критиковали  всегда,  но тот  же  Чехов  писал,  что  «опровергать газетчиков все равно,   что  дергать  черта  за  хвост».  Что изменилось за два века в журналистике и ее оценках?

–  Как  раз  в  книге  мы  воспроизводим  некоторые  статьи XIX  века  или  их  фрагменты,  в  которых  оценки  и  высказывания  по  поводу  текущей  журналистской     продукции     того     времени звучат актуально, злободневно и сегодня. Все повторяется.  И  главное,  что  с  одной  стороны    это    требовательное отношение  к  журналистике,  а  с  другой  –  осознание,  что  она  подневольная.   Над   журналистикой  есть  власть,  и  не  только  и  не  столько  политическая,  хотя   она,   безусловно,   задает   здесь  тон,  сколько  власть  публики.   Чего   публика   желает,   то  журналист  и  пишет.  Фейк  и  хайп были всегда в медиасфере, только  звались  иначе.  Красно-речевое  выражение,  бытовавшее  еще  с  XIX  века,  «газетная  утка», тому подтверждение.

То  есть  свободная  журналистика  была  и  остается мифом?

–  Скорее  идеалом,  горизонтом, к которому надо стремиться, но которого никогда не достигнуть.

Значит,  когда  очередной  блогер  бьет  себя  в  грудь  и говорит: «Я свободен, я независим», он лукавит?

– Всегда в таких случаях надо задавать  вопрос:  «от чего свободен?»  Если он считает,  что  им никто не манипулирует, значит,  у  него  очень  хороший  манипулятор  либо  действительно  он лукавит. Иначе как?!

Поэтому новая книга будет полезна для воспитания  новых  поколений  журналистов?

–  Эта  работа  ценна  в  журналистском образовании как своеобразная     профессиональная рефлексия на предмет, что я такое,  кто  я  есть  в  истории,  в  какой   развивающийся   ряд   явлений   я   попадаю;   под   какой   перекрестный    огонь    разных    критических   суждений   попа-дает   моя   профессия,   которая была, есть и будет. Это «загляд» в будущее: мы видим, что журналистика  за  три  века не очень  меняется  с  точки  зрения  ее оценок.

Есть  ли  примеры  региональной журналистики и медиакритики в книге?

–  Мы  продолжаем  работать  над  темой  и  надеемся,  что  появится  второй  выпуск  по  истории медиакритики, который мы   посвятим   и   саратовской журналистике тоже. Есть очень интересный материал.

Кстати

Среди авторов коллективной монографии «История медиакритики в России» есть и специалист в интернет-медиа, кандидат филологических наук Антон Тишков. Его статья-исследование «Медиакритика в Интернете: социальная медиакритика» помещена в разделе, посвященном XX–XXI векам. Антон Тишков – старший сын наших коллег, ветеранов журналистики Александра Тишкова и Тамары Тишковой (Катилевской), долгие годы работающих в областных печатных СМИ, в частности в газете «Регион 64». Известная журналистская династия продолжается.

Sarnovosti.ru