Skip to main content Skip to search

Новые условия требуют новых форм проверки знаний

Аникин Даниил Александрович
Доцент
Кафедра теоретической и социальной философии

– О цифровизации образования говорилось достаточно давно, но никто не предполагал, что всё изменится так неожиданно и именно в таком ракурсе, который предложила пандемия. Поэтому перестраиваться, переходить на новый график и формат работы пришлось экстренно – и студентам, и преподавателям. В процессе выявились как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного образования. К положительным моментам можно отнести то, что удалось в целом сохранить образовательный процесс, расширить формы контактов между преподавателями и студентами, освоить новые методы передачи знаний.

А что касается некоторых негативных сторон, то я бы обратил внимание на три основных аспекта – технический, бытовой и психологический. С технической стороны выяснилось, что поддержание коммуникаций зависит от большого количества факторов. Чем сложнее система, тем проще, как ни парадоксально, нанести ей вред. Как показывает практика, проведение любого занятия зависит от технических возможностей студентов, от каких-то достаточно случайных факторов вплоть до погоды, которая тоже влияет на состояние связи.

С точки зрения бытовых условий далеко не всегда существуют возможности дома комфортно провести занятие: прежде всего потому, что всегда присутствуют какие-то отвлекающие факторы вплоть до ремонта, который затеяли соседи. А психологический момент связан с тем, что всё-таки процесс коммуникации преподавателя и студента – это не механический процесс передачи знаний, а ещё и обретение навыков, и воспитание. И, конечно, когда это происходит в аудитории, в университетских коридорах, возникает более тесный психологический контакт. В онлайн-режиме этого добиться намного сложнее. Как мне кажется, сама ситуация «внезапно наступившего» дистанционного образования, поставила много вопросов, касающихся жизнеспособности планов по его тотальному и повсеместному внедрению. Представляется уместным постепенно включать его отдельные элементы в традиционный образовательный процесс.

Хотелось бы сказать и про специфику своих предметов по направлению «философия». С одной стороны, для их преподавания дистанционные методы кажутся вполне органичными – по крайней мере, гораздо больше, чем для технических специальностей, которые предполагают выполнение большого количества лабораторных работ (я даже не представляю, как можно их сделать дистанционно). Философы работают прежде всего с текстами, и, по большому счёту, где с этими текстами работать, разницы нет. Обсуждать их в формате онлайн вполне комфортно. Но проблемы появляются в процессе проведения промежуточного или итогового контроля. Увы, как показывает практика, традиционные формы контроля – такие, как тестирование, подготовка ответов на билеты, – не гарантируют качественное усвоение материала. У нас хорошие студенты, но, объективно говоря, оценить степень их самостоятельности в процессе подготовки ответа или тестирования бывает достаточно сложно.

Мне кажется, что дистанционный режим диктует переход на совершенно новые формы проверки знаний. Это прежде всего подготовка преподавателем (я говорю про свои гуманитарные дисциплины) определённых кейсов, которые в дальнейшем будут анализироваться с точки зрения усвоенного студентами теоретического материала. Например, социальная философия предполагает осмысление общественных процессов с точки зрения философских теорий. В кейсе я моделирую некую ситуацию и предлагаю студентам проанализировать её с точки зрения конкретных теорий. Поскольку сама ситуация придумывается преподавателем, то для студента нет никакой возможности найти какие-то подсказки в Интернете, он вынужден полагаться исключительно на собственные знания – на то, каким образом он усвоил теоретический материал и научился его применять.

Такая методика позволяет в полной степени проявить компетентность, о которой так много говорилось при переходе на болонскую систему образования. С одной стороны, это позволяет действительно совместить теоретическую подготовку с получением практических навыков. С другой – предъявляет дополнительные требования к преподавателю. От него уже требуется не просто воспроизводство теорий, но и умение подготовить целый цикл таких заданий – на весь семестр. Для того чтобы все они были актуальными, интересными, чтобы не возникало возможности их передачи одного поколения студентов другому, задания должны обновляться ежегодно. В условиях дистанционного образования это может стать неотъемлемым элементом преподавательской деятельности.

Два месяца работы в таком режиме многим студентам даже понравились: стало удобнее сочетать работу с учёбой за счёт экономии времени, многим ведь приходилось далеко добираться до университета. Но всё-таки вынужден констатировать на основании опроса самих студентов в СГУ: 70–80 процентов из них считают, что лучше вернуться к традиционной форме. Для них очень важен именно психологический контакт, который возникает в аудитории, когда дистанция между студентом и преподавателем сокращается. К тому же они и сами понимают, что при дистанте у многих появляется соблазн спрятаться за выключенной видеокамерой, превратиться в пассивного наблюдателя. В такой ситуации преподавателю становится совсем сложно: он не видит реакции на слова, лишается обратной связи, а это важнейший способ критической оценки самого образовательного процесса.

Советует использовать: Skype, Zoom, WhatsApp
Поделиться этим в соцсетях:

Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.