Мы на факультете были первопроходцами!
– При переходе на дистанционное обучение самые первые проблемы возникли с курсами по подготовке школьников и абитуриентов к ОГЭ и ЕГЭ. Им я преподаю математику. Пришлось очень быстро переходить на виртуальную платформу для обучения. Было предложено несколько вариантов – Discord, Google Meet, Zoom. Я остановилась на Zoom.
Неслучайно это приложение для видеозвонков и конференций стало популярным во время вынужденной самоизоляции. Мне очень понравилась эта платформа, хотя поначалу и были неприятные моменты, когда посторонние врывались в приватные конференции, но сейчас изменилась система безопасности: в частности, появились приёмные, своеобразные «комнаты ожидания», с помощью которых организатор конференции может запретить доступ к чату нежелательным лицам. Я могу допустить или не допустить кого-то, и в этом плане все стало значительно удобнее. Мы договорились со слушателями, что они будут регистрироваться под настоящими именами, у меня есть их списки, к тому же за год я уже всех хорошо узнала. Больше конфликтных ситуаций не было. Меня вполне устраивает передача звука и видео. Самая большая проблема в том, что не у всех есть видео, приходится общаться вслепую, произнося монолог. А ведь мы привыкли контактировать вживую, глаза в глаза, и сегодня нам этого явно не хватает.
Очень сильно выручает «ВКонтакте», так как все мои ученики там уже давно. Я создала группу для оперативного общения, у меня теперь среди студентов СГУ и слушателей подготовительных курсов 50 друзей!
Конечно, огромное спасибо университетской образовательной платформе IpsilonUni, где у всех студентов и преподавателей есть личный кабинет и осуществляется взаимная связь. Этот официальный ресурс дисциплинирует ребят, преподавателю удобно выкладывать там новости для всей группы и вести персональную переписку со студентами. Пришлось в срочном порядке создавать там и библиотеку курсов, куда тоже выкладываются задания.
Я преподаю математику и для первокурсников университетского колледжа радиоэлектроники, в настоящее время мы с ними также работаем в этом ресурсе. Для них я прикрепляю задания на IpsilonUni, а они прикрепляют свои ответы. По результатам работы я могу поставить им зачёт, либо отправить выполненное задание на доработку. Могу сказать, что раньше я так активно не использовала эту образовательную платформу, в основном все мы с её помощью только проставляли баллы, а сейчас увидела все заложенные в ней резервы. Можно намного продуктивнее использовать те же электронные курсы после того, как выйдем на очное обучение.
Я разрабатываю курсы, содержащие и теоретический материал, и иллюстрации, и практические задания (некоторое подобие электронной книжки). Меня устраивает то, что здесь всё хранится в архиве (мало ли что…). Я всегда могу посмотреть предыдущий материал, вернуться к нему, если возникают вопросы, можем вместе со слушателями зайти в домашнее задание и разобраться, почему, например, я поставила оценку 4, а не 5.
В настоящий момент планирую на той же платформе проводить и экзамены для студентов мехмата и колледжа. В IpsilonUni есть возможность поставить ограничение по времени. У студентов колледжа, например, обязательно должна быть теоретическая и практическая часть задания. Я планирую выложить задания и установить ограничение по времени, например, два часа. Студенты должны за это время успеть решить их и прикрепить ответы. Это потребует самоорганизации, чтобы они не расхолаживались и серьёзно подошли к экзамену.
На нашей кафедре очень много студентов пишут курсовые работы. Они прикреплены к платформе MOODLE на сайте course.sgu.ru. Когда проходила защита преддипломной практики, все дружно прикрепляли там свои авторефераты, их можно было проверить. Очень удобная система, потому что все работы собираются в одном месте. Можно переписываться, если что-то неправильно оформлено, студент сразу же отвечает и загружает исправленный материал. Это очень большое подспорье, потому что непонятно, как их собирать и распространять, ведь работы должны посмотреть и заведующий кафедрой, и научный руководитель. А так они все в одном месте, их не надо никуда пересылать. Многие наши преподаватели создают в MOODLE тесты и электронные курсы. Мне ещё предстоит освоить этот ресурс.
Если оглянуться назад, то выходит, что мы на факультете были первопроходцами! У меня первая видеоконференция в Zoom прошла уже 21 марта. И с тех пор мы замечательно пользуемся этим ресурсом. Правда, он гарантирует всего 40 минут бесплатного пользования, но мы со студентами нашли выход: я заново кидаю ссылку, они ещё раз по ней заходят, обнуляя «хронометр». Так что основу нашего дистанционного обучения составляют всё же видеоконференции в Zoom, а остальные ресурсы и приложения используем как помощь, но помощь – неоценимую!
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.