Образовательные платформы вышли на передовую
– Я преподаю дисциплины «Взаимодействие океана и атмосферы» магистрам, «Гидрологию суши» и «Методы зондирования окружающей среды» – бакалаврам. Сразу скажу, что у нас специфический набор предметов. Нам не всегда подходят общедоступные базы, такие, как «Открытое образование» или «Лекториум», хотя там, конечно, есть некоторый материал, который мы используем в процессе обучения. Но нам повезло в другом плане: для меня и коллег доступен очень большой объем информации благодаря Институту повышения квалификации Росгидромета. Он является обучающим центром Всемирной метеорологической организации, которая аккумулирует огромный массив необходимых нам виртуальных лекций.
Мы используем для своих занятий сайты «Виртуальная лаборатория дистанционного обучения спутниковой гидрометеорологии» и «Виртуальная лаборатория «Методы и средства гидрометеорологических измерений». Там как раз есть лекции, которые соответствуют темам наших дисциплин.
Также, как и другие сотрудники университета, для оценки и проверки знаний студентов мы используем общедоступные платформы Zoom, Google Classroom, на которых они заводят свои личные кабинеты. Очень полезен ресурс https://teach-in.ru/, в частности, лекционные курсы по климатологии и синоптической метеорологии. На платформе Coursera.org есть весьма интересные курсы лекций известных университетов мира по изменению климата, океанологии и метеорологии на английском языке, которые изучаются нашими магистрами и аспирантами.
Для практических работ используются серверы с оперативными метеорологическими данными: спутниковыми снимками, данными спектрорадиометров и радиозондирования. Большой массив спутниковой информации сейчас абсолютно бесплатно предоставляется Научно-исследовательским центром космической гидрометеорологии «Планета». И студенты оперативно, практически в режиме нон-стоп, могут работать и отправлять выполненные задания, которые им дает преподаватель по этим данным.
К каждому студенту стараемся подходить индивидуально, так как многие живут в отдаленных районах, у всех разные технические возможности, используем для общения с ними и обучения те же WhatsApp и Viber.
Поначалу приходилось каждый день адаптироваться к этим новым условиям. Многие преподаватели были не готовы, но преодолели эти сложности с помощью молодых коллег, вышли на связь со всеми студентами. Мы стараемся не перегружать их. Ведь это факт: сейчас преподаватели стали давать очень много заданий в связи с тем, что время вроде бы высвободилось. Но это обманчивая ситуация, студент тоже не может все время сидеть у компьютера. Весь материал необходимо рационально дозировать, чтобы ребята не потеряли интерес к образовательному процессу. Тем более, что сейчас у них большая нагрузка: и курсовые работы, и дипломные проекты, а многие еще и дистанционно участвуют в научных конкурсах и конференциях.
Например, 27 апреля студенты и преподаватели нашей кафедры приняли участие в вебинаре института повышения квалификации Росгидромета на тему «Как читать прогноз погоды». Среди спикеров вебинара выступил и выпускник нашей кафедры, а теперь первый проректор по учебной и научной работе ИПК Росгидромета Мурат Нахаев. Мы смогли пообщаться с практикующими специалистами в режиме факультативного мероприятия. Во время живого диалога были рассмотрены вопросы терминологии и правил прогнозирования, поговорили и о том, каких наиболее распространенных ошибок следует избегать при формулировках прогноза погоды.
Многие наши студенты уже являются работниками различных метеорологических служб Саратова и помогают в проведении практических работ. Например, Дарья Чукарева, Михаил Брюханов и Максим Листов работают на аэрологической станции радиозондирования атмосферы и в данный момент дистанционно помогают в проведении практической работы студентам-метеорологам 2 курса по дисциплине «Методы зондирования окружающей среды».
Можно сказать, что рекомендованные ранее образовательные платформы сегодня вышли на передовую. У нас появились реальные потребности и новые возможности в работе с ресурсами, которые обогатили учебный процесс, наполнили его новым содержанием. Пока они доступны, надо успеть ими воспользоваться! Мы рады открытию полнотекстовых библиотек журналов Американского метеорологического общества. Это большой подарок для нас! Огромный плюс я вижу в том, что многие пошли навстречу и открыли все публикации в бесплатном доступе. Студенты активно используют в своих исследовательских и курсовых работах эти ресурсы, многие торопятся скачать учебники, необходимые материалы, боясь, что они будут закрыты.
К сожалению, не все, даже российские базы, до сих пор открыты. А ведь преподавателям, занимающимся научной работой, тоже нелегко: они вынуждены писать научные работы, статьи в специфических условиях, исключительно через Интернет, без прямого межличностного научного контакта. Поэтому мы сейчас на факультете стараемся обмениваться всеми доступными ресурсами, которые преподаватель может использовать для написания методических пособий, научных трудов и в работе со студентами. Стараемся извлечь все максимальные выгоды из сложившейся ситуации! По крайней мере, в техническом плане профессора освоили всё, что не смогли сделать за десятилетие, в самые короткие сроки. Молодые, более продвинутые в «цифре» сотрудники, консультируют своих старших коллег, вместе формируют условия для сдачи дистанционных зачётов, размещают материалы для студентов.
Конечно, и студенты, и преподаватели скучают по аудитории. Наверное, после завершения всей этой истории произойдет некоторая переоценка ценностей. А уж с посещаемостью мы точно всё исправим!
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.