В рамках нового федерального проекта «Цифровые кафедры» сегодня в 115 университетах страны студенты практически всех направлений могут получить дополнительное профессиональное образование по IT-профилю. Саратовский университет, являясь участником программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», подключился к проекту с первого дня.
Основная идея проекта в том, чтобы студенты, прошедшие обучение по программе, не просто владели определёнными навыками из IT-сферы, а действительно могли полноценно работать в IT-индустрии, быть там востребованными специалистами. То есть, в идеале это должны быть не просто так называемые «грамотные пользователи», а полноценные специалисты, разработчики программ, аналитики.
Программы разрабатывались для двух категорий студентов. Часть из них рассчитана на обучающихся по специальностям и направлениям подготовки, которые непосредственно не относятся к IT-сфере: например, на будущих экономистов, юристов, управленцев. Они смогут получить компетенции по созданию алгоритмов и компьютерных программ, а также по работе с базами данных.
Другие рассчитаны на обучающихся по IT-направлениям подготовки. Эти программы помогут освоить дополнительные компетенции и расширить профессиональные возможности с ориентацией на применение сквозных технологий. Тут уже речь идёт о больших данных, машинном обучении и искусственном интеллекте.
То есть, предусмотрено разделение студентов по формируемым цифровым компетенциям, на основании которых им и будет присваиваться дополнительная квалификация.
Всё, что касается основ программирования, алгоритмизации и прочего, рассчитано на студентов не IT-направлений. Их учат языкам программирования, они получают углублённые знания в области цифровых технологий. Конечно, это создаст им дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда. В условиях развития цифровой экономики даже если устраиваешься по основной своей специальности, работодатель, особенно если речь идёт о крупных компаниях, с большим желанием возьмёт того, кто обладает расширенным набором компетенций, тем более если они подтверждены соответствующим дипломом.
Для студентов IT-направлений, уже получивших знания, связанные с IT-сферой, информационными технологиями и программированием, важный момент заключается в том, что они получат углублённые компетенции в области сквозных технологий.
Для проекта «Цифровые кафедры» сотрудники факультета компьютерных науки и информационных технологий разработали и реализуют четыре дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки, учитывающие специфику подготовки студентов разных образовательных подразделений.
1. Программа «Ведение профессиональной деятельности на основе данных: применение методов машинного обучения» (разработана для студентов IT-направлений и специальностей факультета КНиИТ, механико-математического факультета, Института физики, социологического и географического факультетов, осваивающих основную образовательную программу IT-профиля).
В первом семестре студенты знакомятся с теоретическими основами анализа данных и машинного обучения, а также изучают специфические возможности языка Python, связанные с работой с данными. Второй семестр посвящён практическим аспектам использования методов машинного обучения в профессиональной деятельности. В конце обучения студентам присваивается квалификация “Специалист по анализу данных”.
2. Программа «Ведение профессиональной деятельности на основе данных: программирование на Python» (обучение проходят студенты биологического, географического, геологического факультетов, Института физики, ИФиЖ («Фундаментальная и прикладная лингвистика») и факультета психологии).
В первом семестре студенты знакомятся с теоретическими основами анализа данных и машинного обучения, а также изучают основы программирования на языке Python. Во втором семестре программа погружает студентов в практические аспекты использования методов машинного обучения при обработке данных, а также возможности использования готовых библиотек Python для решения практико-ориентированных задач по анализу данных. В конце обучения студентам присваивается квалификация «Специалист по обработке данных».
3. Программа «Программирование и конфигурирование корпоративных информационных систем» (обучение проходят студенты ИИиМО, ИФиЖ, социологического, философского, экономического и юридического факультетов).
В этой программе акцент делается на работу с базами данных и на использование системы «1С: Предприятие 8.3», которая позволяет обеспечить бухгалтерский, налоговой, кадровый и прочий учёт ресурсов предприятий, организаций и учреждений. В конце обучения студентам будет присваиваться квалификация «Специалист по обеспечению деятельности корпоративных информационных систем».
4. Экспериментальная программа «Цифровая трансформация образования». Студенты педагогических направлений Института физики, Института химии, факультета КНиИТ и механико-математического факультета погружаются в изучение вопросов цифровой трансформации современного образования. В конце обучения им будет присвоена квалификация «Специалист по анализу данных в образовании».
Подготовили Сергей Удалов, Елена Елина