Skip to main content Skip to search

Фирсова
Татьяна
Геннадьевна

Associate Professor
Education: 
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2001 г., Педагогика и методика начального образования
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Thesis and academic degrees: 
PhD in Philology (10.01.01), Творчество А.А. Фета и русский фольклор, 2004 г.
Research Interests: 
Фольклоризм А.А. Фета
Читательская некомпетентность как фактор социального риска
Акмеология чтения
Психология и социология чтения
Организация непрерывного литературного образования и развития
Общий стаж: 
23 года
Стаж по специальности: 
23 года
Work experience: 
Assistant, кафедра методики начального обучения, 2001 to 2004
Senior lecturer, кафедра начального языкового и литературного образования, 2004 to 2005
Associate Professor , факультет психолого-педагогического и специального образования, с 2005 по н.в.
Dean, факультет психолого-педагогического и специального образования, 2022 to 2024
Other Administrative Positions: 

С сентября 2006 года по сентябрь 2011 года исполняла обязанности ответственной за организацию научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов факультета.

С сентября 2011 года по март 2018 года исполняла обязанности ответственной за научную работу факультета психолого-педагогического и специального образования.

С марта 2018 года по июнь 2022 года исполняла обязанности ответственной за учебную работу со студентами очной формы обучения.

С 06 июня 2022 года исполняла обязанности декана факультета психолого-педагогического и специального образования.

С 08 апреля 2024 года исполняет обязанности директора Педагогического института.

Honors and Awards: 
Благодарственное письмо Саратовской городской думы за добросовестный труд и высокий профессионализм, 2023 г.
Почетная грамота Министерства образования Саратовской области за добросовестный труд и высокий профессионализм в работе, 2019 г.
Почетная грамота с вручением памятного знака в честь ознаменования 110-летия Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г.
Почетная грамота администрации г. Саратова за добросовестный труд в сфере высшего образования, 2014 г.
Благодарность за активную позицию в продвижении студентов к образу современного педагога, 2017 г.
Благодарственное письмо за многолетний вклад в процесс воспитания подрастающего поколения, 2014 г.
Biography: 

 

Образование:

  • 1996-1998: факультет начальных классов Саратовского государственного Педагогического института им. К.А. Федина;
  • 1998-2001: факультет начальных классов Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (с присуждением квалификации «Учитель начальных классов» по специальности «Педагогика и методика начального образования»);
  • 2001-2004: аспирант очной формы обучения Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

 

Преподаваемые дисциплины: 
Бакалавриат
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
Основы культуры чтения
Выразительное чтение
Литературное образование дошкольников
Магистратура
Литературное образование младших школьников:современные концепции и технологии
Технология проектной деятельности в курсе литературного чтения
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературного чтения
Main Publications: 

Фирсова Т.Г., Щёкина М.С.
ИГРА "ЖИТКОВ И ЕГО КОМАНДА"
Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022685551, 25.12.2022.
Заявка № 2022685782 от 25.12.2022.

МОНОГРАФИИ

Фирсова Т.Г. Фольклоризм А. А. Фета. Саратов: Наука, 2006.174 с.

Фирсова Т.Г. Мемуары А. А. Фета: материалы к комментарию. Саратов: Наука, 2007.  156 с. (в соавторстве с Л.И. Черемисиновой)

Фирсова, Т.Г. Учреждения дополнительного образования как сфера позитивной социализации детей / Т. Г. Фирсова, Т. Н. Черняева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. 162 с. 

ВАК

Фирсова Т.Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148-166 (в соавторстве с Е.А. Александровой, М. Н. Бурмистровой) 

Фирсова Т.Г. Компьютерная игра как элемент геймификации на уроках литературного чтения // Школьные технологии. 2023. № 3. С. 87-92. ( в соавторстве с М.С. Щёкиной).

Фирсова Т.Г. «Штурман дальнего плавания, инженер-кораблестроитель, изобретатель, бескорыстный друг всех тружеников, человек всесторонних знаний, изумительный рассказчик…»: к 140-летию со дня рождения Б. С. Житкова // Русская словесность. 2023. № 1. С. 102-110 (в соавторстве с М.С. Щёкиной).. 

Фирсова Т.Г. Использование мемов в рамках изучения будущими педагогами начальной школы дисциплин литературоведческого цикла // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2022. Т. 11. Вып. 2 (42). С. 168-178.

Фирсова Т.Г. Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 4 (44). С. 367-387 (в соавторстве с М. Н. Бурмистровой, М. П. Зиновьевой).

Фирсова Т.Г. Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3. С. 262-269. (в соавторстве с Л.И.Черемисиновой)

Фирсова Т.Г. Технологии deschooling в воспитании талантливого читателя // Воспитание школьников. 2021. №7. С. 59-67.Фирсова Т.Г. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая осень» // Начальная школа. 2020. № 7. С. 42-46.

Фирсова Т.Г. Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3 (31). С. 189-192. 
Фирсова Т.Г. Учитель начальных классов: требования государства и представления будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7. № 4(25). С. 1-5.
Фирсова Т.Г. Культура чтения современного педагога как средство гуманизации образовательного пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 2. С. 101-106.
Фирсова Т.Г. Виртуальный методический кабинет как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. т. 5. № 1. с. 16-21.
Фирсова Т.Г. К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 9-13.
Фирсова Т.Г. Соотношение эмпатийного потенциала и литературного развития ребенка-читателя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 276-282.
Фирсова Т.Г. Концептуальные основы моделирования курса «Педагогическое мастерство акмеолога чтения» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 1. С. 37-40.
Фирсова Т.Г. Аксиологическая концепция читательского развития младших школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 286-290.
Фирсова Т.Г. Полноценное восприятие художественной литературы как условие развития читательской компетентности студентов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 38-46. (в соавторстве с Л.И. Черемисиновой)
Фирсова Т.Г. Акмеолог детского чтения: к вопросу о тьюторстве в читательском развитии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 103-109.
Фирсова Т.Г. Выявление фольклорного контекста при анализе художественных произведений в начальной школе // Начальная школа. 2010. № 3. С. 13-16.

РИНЦ

Фирсова Т.Г. Формирование цифровых умений будущих педагогов в рамках освоения дисциплины по методике начального литературного образования // Проблемы филологического образования. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2021. С. 73-83. https://elibrary.ru/download/elibrary_46678843_66851174.pdf
Фирсова Т.Г. Творческий зачет в системе подготовки учителя начальных классов (из опыта преподавания дисциплины «Выразительное чтение») // Вопросы педагогики. 2020. № 6-2. С. 269-274. https://elibrary.ru/download/elibrary_43061077_57456490.pdf
Фирсова Т.Г. Проект «Театральная азбука» в подготовке воспитателя к осуществлению литературного развития дошкольников // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования : матер. Всеросс. науч.-практич. конф. г. Балашов, 26 – 27 марта 2019 г. / под ред. Е.Н. Ахтырской, Е.А. Казанковой [и др.]. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 265-269. 
https://elibrary.ru/download/elibrary_38526437_67845437.pdf
Фирсова Т.Г. Использование виртуального образовательного пространства в процессе формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы / отв. ред. Г. В. Березкина. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. Вып. 4. С. 56-61.
Фирсова Т.Г. Реализация поликультурного подхода в начальном литературном образовании // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов : ИЦ «Наука», 2017. Вып. 9. С. 48-54.
Фирсова Т.Г. Подготовка будущих педагогов к организации литературно-творческой деятельности младших школьников // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр.: материалы Всероссийской научной конференции. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. 2016. С. 152-158.
Фирсова Т.Г. Использование культурного пространства города в процессе литературного развития младших школьников // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 335-339.
Фирсова Т.Г. Формирование готовности будущего педагога моделировать читательское развитие младших школьников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 3. С. 203-208.
Фирсова Т.Г. Из опыта использования компьютерных технологий в подготовке бакалавров и магистров по профилю "Начальное образование" // Информационные технологии в образовании Саратовский государственный университет. 2015. С. 338-341.
Firsova T.G. SHAPING COMPETENCY AS A READER AS A VECTOR OF CONTINUOUS EDUCATION // Lifelong learning Proceedings of 13 International Conference. 2015. С. 396-399.
Фирсова Т.Г. Технология «STORYSACK» в образовательном пространстве доу: опыт применения // Современные методы и технологии обучения: ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА - ВУЗ: сборник трудов Зимней сессии Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией доцента О. П. Чигишевой. 2015. С. 80-85.
Фирсова Т.Г. Урок литературного чтения: методический инструментарий // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 3. С. 46-55.
Фирсова Т.Г. Социализация младших школьников в содержании ФГОС НОО по предмету «Литературное чтение» // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 6

ПОСОБИЯ

Фирсова Т. Г. Введение в учебный процесс: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров в рамках укрупненной группы 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Перо, 2024. – 144 с.(в соавторстве с Колесниченко Ю. Ю.)https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2024/01/26/kolesnichenko_firsova_vvedenie_v_uchebnyy_process_izd_4_2024_1.pdf

Фирсова Т.Г. Внеурочная деятельность по предмету «Литературное чтение»: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). М.: Перо, 2020. 93 с. ISBN 978-5-00171-344-9 https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2020/09/11/vneurochnaya_deyatelnost_posobie.pdf 
Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). М.: Перо, 2018. 211 с. ISBN 978-5-00122-822-6https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2018/12/13/firsova_t.g._sovremennyy_urok_literaturnogo_chteniya_konstruktor.pdf
Фирсова Т.Г. Дневник профессионального роста: материалы для профессионального саморазвития студента. Учебно-методическое пособие / Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. М.: Издательство «Перо», 2019. 84 с. 
Фирсова Т.Г. Основы культуры чтения: учеб. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Изд. 2-е, испр. и доп. Саратов: Изд-во «Амирит», 2017. 86 с.

Grants anf scientific projects: 
  1. Грант Президента РФ МК-3118. 2005. 6 «Фольклоризм А.А. Фета в контексте русской литературы XIX века» (2005-2006)
  2. Грант Президента РФ МК-4559. 2007.6 «Народно-поэтические и летописные проблемы творчества А.А. Фета» (2007-2008)
Additional information: 
Лектор Российского общества "Знание" (2024)
 
Сертифицированный эксперт Российской академии образования (2023)
 
Член Исполнительного комитета Консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании» (2022)
 
Координатор Центра развития психолого-педагогического образования на базе МАОУ "Лицей 37" Фрунзенского района г. Саратова.