Молодые учителя приняли участие в дискуссионных площадках «Недели педобразования»
В четвёртый день X Научно-образовательного фестиваля «Неделя педагогического образования» работало пять дискуссионных площадок, на которых молодые педагоги узнали о тонкостях коммуникации с детьми, о психотипе и образе учителя в информационном мире, а также о специальных выплатах для молодых педагогов и безопасности в правовом поле. Мероприятие прошло в XI корпусе Саратовского университета.
Автором площадки «Роскошь человеческого общения: детские надежды и педагогическое завтра» стал заведующий лабораторией Института стратегии развития образования РАО П.В. Степанов, а модератором – заведующая кафедры методологии образования Е.А. Александрова. Дискуссионная площадка была посвящена проблемам внеурочного общения педагога с учениками.
П.В. Степанов рассказал о неформальном и организованном общении, рассмотрел способы взаимодействия между детьми и педагогом, объяснил роль искренности и честности, рассуждал о разнице между ролью лектора и педагога и поделился своим опытом.
Во время дискуссии слушатели приняли участие в нескольких игровых форматах, которые позволят ребёнку быть услышанным: «Кто со мной?», «Моя позиция», «Лента времени», «Вещь в себе», «Встречи под часами».
«В детях сейчас важно компенсировать дефицит общения со взрослыми, потому что в будущем это скажется на их личностном развитии. Здесь присутствовали замечательные студенты, с которыми было интересно работать и рассуждать о том, как хвалить, ругать, критиковать детей и при этом налаживать с ними контакт», – резюмировал Павел Валентинович.
Декан факультета ППиСО Т.Г. Фирсова и заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» О.И. Дмитриева стали модераторами дискуссионной площадки «Учитель в зеркале слова». Участники говорили о взаимодействии и правильности речи педагога. Вместе с лекторами участники мероприятия исправляли ошибки в тексте, написанном начинающим учителем. Во избежание ошибок Ольга Ивановна рекомендовала педагогам использовать полезные интернет-ресурсы и книги для проверки своей речи и текстов.
«Учитель – это как раз тот, кто постоянно растёт. Меняется наш жизненный опыт и профессиональное становление, поэтому очень важно уметь выстраивать дискурсы: вербальные, невербальные или визуальные», – считает Татьяна Геннадьевна.
На четвёртом этаже работали сразу две дискуссионные площадки. Заведующая кафедрой психологии личности Е.В. Рягузова и профессор той же кафедры Т.И. Черняева провели секцию «Учитель: призвание, профессия, психотип». На встрече молодые педагоги рассуждали о месте учительского труда в жизни общества. Вначале они отметили высокое доверие людей к профессии педагога и её исконный авторитет. Основные качества педагога: любовь к детям, склонность к творчеству, амбициозность, эмоциональная устойчивость и самосовершенствование – учителя отобразили на плакате.
«Мы воспитываем любовь и интерес к учению, формируем гражданственность и социальную идентичность. Одно из важнейших свойств учителя – посредничество. Мы должны уметь находить общий язык с коллегами, учениками и их родителями, администрацией школы», – отметила Т.И. Черняева.
Завершая работу, педагоги прошли тест «Дерево с человечками», который помогает определить психотип.
На площадке «Цифровой учитель: объём и смысл понятия» участники создали портрет и вывели модель поведения современного учителя в информационном мире. Модераторами площадки выступили заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении Н.А. Александрова и доцент кафедры физики и методико-информационных технологий О.В. Пикулик.
Молодым специалистам и опытным учителям предложили разделиться на команды. С помощью ватмана и маркера участники представили своё видение по четырём направлениям, связанным с жизнью в цифровом мире. Учителя обсуждали образ своей профессии, работу современной школы, средства коммуникации педагога и необходимые для взаимодействия с учениками навыки.
Кроме того, педагоги узнали, как молодой учитель может наладить эффективное общение в Интернете с родителями и учениками. О.В. Пикулик рассказала, какими инструментами должен владеть учитель, чтобы чувствовать себя комфортно в цифровой школе. Ольга Викторовна поделилась онлайн-ресурсами, которые педагоги могут использовать в образовательном процессе.
Затем участники составили «облако слов», где они смогли поделиться своими впечатлениями о дискуссионной площадке. Так, участники писали о душевности, вдохновении, хорошей дружеской атмосфере.
Ещё одна дискуссионная площадка, которая в это же время работала в XI корпусе, называлась «Правовой навигатор для начинающего педагога». Модераторами и спикерами этой секции выступили сотрудники Саратовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Первый доклад, который услышали гости, был посвящён подробному разбору статей Трудового кодекса России. Его представила главный правовой инспектор труда Т.А. Гордеева. Татьяна Анатольевна рассказала об обязательных условиях при заключении трудового договора, тонкостях изменения его пунктов, о порядке выхода в отпуск, а также назвала перечень документов, необходимых для приёма на работу, и отдельно выделила справку об отсутствии судимости.
Специалист по вопросам оплаты труда Н.А. Буряк выступила с докладом на тему «Деловой разговор о насущном: "За что и как платят"». Наталья Александровна назвала среднюю зарплату молодых педагогов в Саратовской области. Отдельно поговорили о специальных выплатах, надбавках, квотах и программе «Земский учитель», в рамках которой в сельские школы привлекаются молодые кадры.
Завершающим стал доклад главного технического инспектора труда Д.А. Сысуева «Безопасная образовательная среда». Дмитрий Анатольевич рассказал о сложностях при трудоустройстве, о правах и обязанностях работника, условиях труда, плюсах и минусах работы в муниципальных и частных образовательных учреждениях.
С полной программой мероприятий, проходящих в рамках фестиваля «Неделя педагогического образования», можно ознакомиться по ссылке.