Третьекурсники направления «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование») проходят дисциплину «Методика обучения русскому языку» в формате методпикников.
Идея проведения занятия в такой форме обусловлена, с одной стороны, возможностью укрепить здоровье студентов в период сложной эпидобстановки и выйти за пределы помещения, с другой – необходимостью интерактивного погружения в идеологию современных ФГОС, регламентирующих обучение современного школьника. Важно, что такой тип занятия проходит только после того, как студентам прочитаны основные методические принципы обучения русскому языку. Методпикники предшествуют циклу занятий по анализу урока и его составляющих. Студенты получают ценные советы и рекомендации и готовятся к осмыслению урока. Так комментирует выбор формата занятия старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ» Марина Игоревна Кабанова.
Основополагающими принципами современных образовательных стандартов являются системно-деятельностный подход и субъект-субъектное обучение. Студентам было необходимо подготовить занятие «под ключ»: разработать план, продумать включённость каждого члена группы в это занятие, роль преподавателя в его проведении, продумать оборудование, организовать «пикниковую» часть проекта.
Реализуя принцип уместности применения образовательных технологий, студенты выбрали игровые форматы обучения. Все вопросы игр должны были мотивировать студентов по-новому посмотреть на работу учителя. Так, игры «Угадай, кто ты» и «Громкий вопрос» помогли третьекурсникам пройти стадию вызова, мотивации и понять, что учитель в обучении школьников должен задействовать все свои ресурсы, быть мобильным. Во время игры «Метод семантических сетей» студенты поработали с лексикой и узнали, что «Дальтон-план» – это система индивидуализированного обучения, в которой учащемуся предоставляется полная свобода в выборе занятий и распределении своего рабочего времени. Эта игра показала важность наглядного материала на уроках русского языка и ошибки в использовании интерактивной доски или мультимедиа. В «Дебатах» студенты, разделившись на две группы утверждающих и отрицающих, обсудили, нужно ли домашнее задание по русскому языку в современных образовательных и иных условиях.
Сам формат методпикника даёт возможность проводить и промежуточную рефлексию, и учебную рефлексию по итогам занятия. Один из студентов-участников мероприятия Анастасия Копылец призналась: «Мы впервые оказались в ситуации "полной свободы", но мы постарались, и мероприятие всё-таки прошло. Методпикник показал, что ещё до прихода в школу, мне важно понять, как строить и планировать любую деятельность для разных людей, насколько важно учитывать все элементы (вплоть до того, какие продукты употребляют в пищу дети, пьют ли они чай с сахаром или без). Участие в этом мероприятии, его заряжающая, дружеская атмосфера только усилили во мне желание прийти работать в школу, несмотря на то, сколько задач будет стоять передо мной и сколько уже стоит».
Следующий методпикник состоится на территории лыжной базы СГУ, ориентировочная дата проведения – 20 октября. Студенты ИФиЖ приглашают всех желающих присоединиться к обсуждению вопросов подготовки учителя русского языка и литературы в современных социокультурных условиях. По вопросам участия можно обратиться к М. И. Кабановой.
Софья Булыгина
Фото: Елизавета Иванова