Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Никто не забыт, ничто не забыто

Памяти большого человека

 

30 октября 1997 года перестало биться сердце доктора философских наук, Заслуженного деятеля  науки РСФСР Аскина Якова Фомича. Не просто рассказать о человеке многогранных интересов и деятельности, прожившего 70 лет, почти половина из которых связана с Саратовским университетом им Н Г Чернышевского.

Я. Ф. Аскин родился в 1926 году и принадлежит к тому поколению, юность которого пришлась на период Великой Отечественной войны. Уйдя добровольцем на фронт, он участвовал в боях 2 и 3 Белорусского фронтов. За активное участие в боях был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За отвагу», «За взятие Кенигсберга».

После воины обучался на философском факультете Московского университета.  Уже будучи студентом, а затем аспирантом МГУ, он занимался философскими исследованиями. Основная проблема его творческих исканий — диалектика как метод научного познания

После защиты кандидатской диссертации (1953г) в жизни ученого начался  новый  период — период учебной и  координационно-организаторской деятельности. Он заведовал кафедрой философии в Вольском, затем Саратовском педагогических институтах, а с 1968 г — в Саратовском университете. Ему удалось сплотить творческий, работоспособный коллектив преподавателей философии на кафедре в университете, а кафедру сделать «кузницей» научных кадров философов для всего Поволжья. Он руководил специализированным Советом по защите диссертаций, возглавлял Поволжское отделение Философского общества при АН России, экспертную комиссию по философии Приволжского научно-методического совета. Под его руководством выполнены 42 диссертации, среди его учеников — 12 докторов философских наук. По его инициативе коллектив кафедры длительное время занимался исследованием методологических вопросов науки (издано 10 выпусков «Методологических вопросов науки»)

Не прекращал Я.Ф.Аскин и собственные исследования. Мировую известность приобрели его исследования категории времени как самостоятельной проблемы. Он занимался проблемами детерминизма, культуры, творчества. Имеет свыше 250 публикаций, ряд которых —в академических изданиях. Его работы изданы в Болгарии, Германии, Венгрии, Франции, Уругвае, Бразилии. В составе отечественных делегаций он был на международных философских конгрессах.

Я.Ф.Аскин был прекрасным лектором. Глубина и емкость его мыслей, отточенность формулировок завораживали слушателей, возбуждали поток заинтересованных и острых вопросов. Он обладал неподражаемым даром воздействия на аудиторию.

Обширная творческая и организационная деятельность Я.Ф.Аскина отмечена орденом «Знак почета», медалью «За трудовое отличие».

Удивительным магнетизмом обладала личность Я.Ф.Аскина. Глубокий исследователь, разносторонне образованный человек, мудрый, остроумный, общительный, он всегда был в центре жаждущих познания людей. Его научные труды будут источником новых поисков и открытий.

Клочковская Р Д

 

Автобиография

 

-         Я – Яков Аскин. Я горжусь этим простым и звучным именем. Я им доволен.

-         Я родился 16 октября 1926 года в г. Кунгуре Пермской обл.

-         В сотне километров от дорогого мне Кунгура есть село Аскино.

-         Мой дед – участник русско-турецкой войны.

-         Мой брат Люся погиб на фронте 22 апреля 1940 г. (Финское захоронение, Пискарёвское кладбище, Ленинград).

-         Я – внук и сын солдатов русской армии. И сам солдат. Ушёл в армию в 1944 добровольцем.

-         Уходя в армию, в 1944, я написал большое письмо – папочке и моему дорогому зяблику-мамочке. Это письмо объясняло мотивы моего, совершенно втайне от них, ухода в армию, ухода на войну. Там говорилось об отмщении фашистам за братьев, там говорилось о том, что я не хочу, чтобы после войны меня кто-то мог упрекнуть, о долге совести. (В архивных материалах найдено письмо Аскина от 13 ноября 1944 года, адресованное командиру 15 ЗСП: «…Желаю принять участие в священной борьбе против фашизма… Прошу … отправить меня на фронт с первым маршевым эшелоном». – Ред.)

-         Воинскую присягу принимал курсантом учебного полка самоходной артиллерии в Свердловске в 1944 году.

-         Фронт. Этот небольшой по времени период – на всю жизнь. Как купель.

-         1 сентября 1946 года с сильным душевным трепетом, с душевным подъёмом и волнением я шёл по Москве на первое занятие на философском факультете МГУ.

-         Не репрессировали, но преследовали в  1949 – 1953 гг. Впрочем, преследование – то же репрессирование.

-         1953 г. – защита кандидатской диссертации.

-         Май 1966 г. – защита докторской диссертации.

-         Май 1967 г.: «Проблема времени» была послана трём писателям: Шкловскому, Антокольскому и Катаеву. Первый ответил письмом, второй – книгой, третий – более радикально (использовал в своём «Кубике»).

-         1 июля 1967 г. ВАК утвердил меня профессором.

-         26 июня 1968 г. избран в Учёный Совет СГУ.

-         24 августа 1968 г. – первый день работы в качестве зав. Кафедрой диалектического и исторического материализма СГУ.

-         Симпозиум «Проблема времени в искусстве» (1968 г.). Я оказался отцом целой школы, родоначальником направления.

-         Май 1970: всё-таки я обязан, в эти четверть века (25 лет Победы. – Ред.), тому 18-летнему мальчику, пошедшему на фронт.

-         Июнь 1970 – поездка в Москву, на Второй симпозиум по проблеме времени в искусстве. Встреча с В.Б. Шкловским.

-         Сентябрь 1971 –  Международный конгресс в Бухаресте, выступал с докладом на русском и французском языках.

-         Апрель 1972 г. – моя книга издана в Рио-де-Жанейро. (А также в Уругвае и других странах мира. – Ред.).

-         Декабрь 1972 г. – стал председателем Поволжского отделения Философского общества (получена печать, штамп).

-         23 января 1973 г. – 20 лет со дня защиты кандидатской диссертации, четверть века в партии, 10 лет с сокращённой фамилией (Яков Аскинадзе – до 1963 года. – Ред.).

-         Получил настойчивое предложение насчёт учреждения в Саратовском университете философского факультета (апрель 1974 г.).

-         1975 г. – поездка в Старый Оскол – город моего детства.

-         Впервые награждён орденом, стал орденоносцем (1976 г.).

-         1976 г. – выступление на Всесоюзном совещании зав. кафедрами как показатель престижности.

-         Юбилей, как всегда: фальшиво, неискренне, ощущение, что зря  (1976 г.).

-         6 июня 1977 г. Вторая книга вышла! … «Философский детерминизм и научное познание» - прямое продолжение книги «Проблема времени».

-         Март 1977 г. – организовал первый философский Совет в Поволжье (по защите кандидатских диссертаций. – Ред.), стал его председателем, провёл заседание с первыми двумя защитами.

-         4 июля 1978 г. – один из значительных дней моей жизни. Президиум заседаний в Большом театре.

-         Получил седьмую военную медаль (октябрь 1978 г.).

-         Октябрь 1978 г. – в Свердловске оппонировал диссертации по детерминизму (вот и по детерминизму, не только уж по времени, я стал лидирующим автором в советской философии).

-         До ХХ1 века остаётся 21 год.

-         1985 г. – ушёл с зав. кафедрой (всего был им 27 лет: Вольск, Саратовский пединститут, 17 лет – в СГУ).

-         Мечты мои помаленьку сбываются, правда, скромные мечты, но всё-таки сбываются, и это приятно. Вот наградили правительственной наградой «За трудовое отличие». И я рад. Удовлетворение связано с известным успокоением. За армию у меня есть награда, и я спокоен по этой части; сейчас я спокоен и по отношению к службе: за службу у меня есть награда теперь.

-         Да пребудет с нами надежда вместе с верой и любовью в наши окаянные дни (декабрь 1991 г.).

-         5.12.1995. Юбилейное заседание (…), посвященное 50-летию кафедры. … Что же, с проблематикой, ращением людей, изданиями, защитами, конференциями, отсутствием провинциальности, доброжелательностью в нашем кафедральном мире – здесь все в порядке было, по крайней мере, последние двадцать семь лет.

-         16 октября 1996. Юбилей. На заседании присутствовало 55 человек. … Было телевидение… Судя по отношению во время юбилея, ценят, говорили и писали искренне: ведь я не должностное начальственное лицо. В общем мне сделали юбилей.

-         Яков Фомич Аскин ушёл из жизни 30 октября 1997 года (Ред.).

 

 

В год Победы

 

В январе 1945 года началась одна из операций, сыгравших свою роль в окончательном разгроме гитлеровской Германии — войска второго и третьего Белорусских фронтов, завершив освобождение северных районов Польши, вошли в Восточную Пруссию и двинулись к Балтийскому морю. Как одному из многочисленных рядовых участников событий и мне, пришедшему в армию после одного года студенческой учебы, довелось пережить эти волнующие дни.

Войска, оснащенные новой боевой техникой, вели суровые бои. Но мы испытывали чувство глубокого удовлетворения. Здесь, на прусской земле, каждый понимал, что наступил смертный час фашистского режима. Радостно было видеть, как получали свободу тысячи наших соотечественников и граждан антигитлеровской коалиции, томившихся в неволе концентрационных лагерей.

В тесной взаимосвязи с танками, пехотой действовала артиллерия, В составе гвардейского танкового соединения свои задачи решал ЛАП —  легкоартиллерийский (противотанковый) полк, в котором я служил. Сравнительно небольшой калибр пушек (76 миллиметров) обуславливал характер их боевого использования: батареи размешались либо непосредственно на переднем крае для ведения огня прямой наводкой, либо в нескольких километрах от передовой.

Особенно тяжелыми, затяжными были бои юго-зацаднее Кенигсберга в районе Браунсберга. Упорное сопротивление противника, взятого в кольцо, скопление большого количества танков, самоходных артиллерийских установок, недобрая в это время года прибалтийская погода – все это требовало большого напряжения.

Запомнился один день боев в двадцатых числах февраля.  Кали орудия стояли на окраине населенного пункта рядом с окопами пехотинцев. Несколько раз с утра немецкие солдаты при поддержке танков поднимались в контрнаступление. Противник подверг позиции обстрелу из тяжелых минометов.   Но все  его  атаки   были отбиты. На поле осталось несколько вражеских машин: танки полыхали, как подожженные коробки спичек (именно такое сравнение приходило на ум человеку, глядевшему на них). В этом бою одним из осколков мины, разорвавшейся рядом, был поврежден ствол пушки, в расчете которой я находился. Но остальные орудия продолжали вести огонь. За отвагу и мужество, проявленные в этом бою, командир орудийного расчета младший сержант Козлов награжден вторым орденом Славы. Группу бойцов, в том числе и меня, наградили медалями «За отвагу».

В трудных боях сопротивление врага было сломлено. Крепость Кенигсберг пала, как пали и другие твердыни, которые нацизм считал неприступными. Победоносное окончание войны застало наш артиллерийский полк в Померании, недалеко от Одера.

Я.Аскин, заведующий кафедрой философии, профессор

I9.XI.I976