Цель программы – подготовка профессионалов, обладающих фундаментальной философской подготовкой, владеющих навыками работы в глобальной сети Интернет и способных успешно осуществлять научно-исследовательскую деятельность.
Основным принципом, на основании которого разработана данная образовательная модель, является системный характер подготовки, основанной на комплексном освоении теоретических знаний и практических навыков формирования широкого круга профессиональных компетенций, не только в области, заданной направлением подготовки «Философия», но и в сфере других гуманитарных, социальных, экономических, юридических и профессиональных дисциплин. Особое внимание уделяется развитию ценностно-смысловых ориентаций, инициирующих социально обоснованную деятельность в современном обществе.
Область профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу бакалавриата по направлению 47.03.01 Философия, включает образовательную, научно-исследовательскую, культурно-информационную и управленческую сферы:
общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения среднего профессионального образования по преподаванию широкого спектра курсов, нацеленных на формирование научных основ мировоззрения учащейся молодежи, на логический, методологический и философский анализ развития и функционирования социальных институтов современного общества; академические и научно-исследовательские организации, связанные с решением социально-гуманитарных проблем; редакции средств массовой информации, музеи и библиотеки; органы государственной власти, муниципального управления, общественные организации и коммерческие структуры; научно-исследовательская работа, включая продолжение обучения на следующем уровне образования (в магистратуре).
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению 47.03.01 Философия являются: различные формы бытия; процессы развития окружающей среды, различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия); мировая философская мысль в ее истории; теория и практика общественной коммуникации; процессы познавательной и творческой деятельности; философские аспекты формирования и развития личности.
При реализации данной ООП широко используются активные и интерактивные методы обучения. Даже такая традиционно «пассивная» форма ведения занятий, как лекции, включает в себя элементы диалога. Семинарские занятия неизменно проводятся с применением интерактивных методик (не менее 40% аудиторных часов). Активно используются такие формы, как работа в малых группах, методика «студент в роли профессора», дебаты и пр.
Широко практикуются групповые задания, деловые игры, часто в процесс обучения вовлекаются признанные авторитеты-практики и ученые-исследователи для презентации последних достижений науки и проведения авторских лекций, семинаров и мастер-классов.
В рамках реализации компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков философа-бакалавра для повышения интенсивности процесса получения знаний, закрепления навыков и умений необходимо использовать не только традиционные образовательные технологии, но и современные информационно-коммуникационные технологии, такие как e-Learning (компьютерные технологии обучения).
Наличие такой информации как время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности, позволит намного эффективнее управлять обучением будущих философов.
Для создания электронных курсов необходимо использовать различные системы управления обучением (например. «Ipsilon 2.0», которая дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Используя «Ipsilon 2.0», преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов (лекции, хрестоматии), опросников, тестов, заданий и форумов, что дает преподавателю обширный инструментарий для представления всех учебно-методических материалов курса (включая аудиовидеоматериалы), проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности бакалавров как индивидуальной, так и групповой. Преподаватель может оценивать результаты выполнения студентами заданий и давать комментарии. Таким образом, «Ipsilon 2.0» может стать центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между бакалаврами-философами и преподавателями.
Бакалавр по направлению подготовки 47.03.01 Философия готовится к решению задач следующих типов профессиональной деятельности: научно-исследовательский (основной); педагогический; организационно-управленческий; редакторский.
К выпускнику по направлению 47.03.01 Философия предъявляются требования, позволяющие ему быть конкурентно-способным в современных условиях: профессиональная квалифицированность; коммуникативная готовность; развитая способность новых подходов в решении профессиональных задач; умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях; анализировать проблемы; разрабатывать схему действий и реализовывать ее; иметь устойчивое позитивное отношение к своей профессии; владеть научными методами; знать законы, экономику и менеджмент в сфере профессиональной деятельности; понимать суть и тенденцию научно-технического прогресса.
Срок освоения ООП бакалавриата по направлению.47.03.01 Философия очной формы обучения — 4 года
Выпускающей кафедрой подготовки бакалавров-философов является кафедра теоретической и социальной философии (9,75 шт.ед.), на которой работают 11 человек, из которых 8 докторов философских наук и 3 кандидата философских наук (100% остепенненость).
Сотрудниками каф реализуются следующие приоритетные научные направления:
- Современная социальная философия. Общество риска: альтернативные стили мышления;
- Философия и методология науки
- Постметафизическая онтология и история философии;
- Цифровое общество и техноэтика.
На базе кафедры функционирует Учебно-научная лаборатория «Цифровые исследования философии риска (ЦИФРА) кафедры теоретической и социальной философии. Основными целями деятельности лаборатории является обеспечение условий для приобретения обучающимися по направлению подготовки «Философия» (бакалавриат, магистратура) профессиональных компетенций, необходимых для осуществления научно-исследовательского и педагогического видов деятельности.