Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки бакалавриата 06.03.01 Биология – исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.
Деятельность выпускников может осуществляться в сфере науки (биологических исследований живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях и целях охраны природы; исследования в области сохранения биоразнообразия экосистем как фундаментальной основы устойчивого развития, формирования экологического каркаса территорий, технологии биомониторинга и оценки последствий воздействия экологических факторов на здоровье человека, демографию и сельское хозяйство) и во всех сферах деятельности, связанных с использованием живых организмов и биологических систем различных уровней организации: научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации; органы охраны природы и управления природопользованием; общеобразовательные и специальные учебные заведения (в установленном порядке). Выпускники биологического факультета по данному направлению подготовлены к работе на должностях биолога, лаборанта исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, к обучению в магистратуре по биологическим и смежным научным специальностям, а также к педагогическо-преподавательской деятельности.
Объектами профессиональной деятельности по направлению подготовки 06.03.01-Биология являются являются биологические системы различных уровней организации и процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка, восстановление и охрана территориальных биоресурсов, методы диагностики и коррекции состояния биологических систем. Выпускники подготовлены к деятельности по изучению, оценке состояния и охране биоты, как компонента биосферы, к проведению мероприятий по экологическому мониторингу и охране окружающей среды. Подготовлен к работе в органах природопользования, к деятельности по экологической экспертизе и экологическому аудиту, санитарной службе, медико-биологических и генетических лабораториях; осуществлению мероприятий по охране природы и здоровья человека. Владеет широким спектром методов биологического контроля окружающей среды, природоохранными биотехнологическими методами.
При разработке основной образовательной программы по направлению бакалавриата 06.03.01 Биология учитывались рекомендации работодателей: директоров научно-исследовательских институтов биологического профиля Поволжского региона (НИИСХ «Юго-Востока», РосНИПЧИ «Микроб», ИБФРМ РАН, АО «ВНИПИгаздобыча», ФГБНУ «Федеральный аграрный научный центр Юго-Востока», ФГБНУ «Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы»), природоохранных учреждений (Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, ФГБУ «Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии», Национальный парка «Хвалынский», «Россельхозцентр» по Саратовской области, «Рослесозащита» – «ЦЗЛ Саратовской области» и др.). С учетом потребностей работодателей построены программы специальных и производственных практик, специальных курсов и курсов по выбору.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 Биология в соответствии видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
Научно-исследовательские задачи:
- Определение целей и задач исследования, основных стадий его реализации, формирование информационно-ресурсной базы исследования; применение методов и способов решения исследовательских задач в природных и лабораторных условиях;
- Проведение исследований с применением полученных теоретических знаний и практических навыков, обобщение и представление результатов, полученных в процессе решения исследовательских задач;
- Подготовка, анализ и использование информации для организаций и структур, принимающих решения в области экологической безопасности, охраны и рационального использования биоресурсов; организационно-документационное сопровождение профессиональной деятельности;
- Планирование, организация и проведение работ по мониторингу среды обитания гидробионтов, участие в работах по биологическому контролю качества и безопасности водных биоресурсов;
- Планирование и проведение работ по защите окружающей среды и биоремедиации вод и грунтов с использованием биотехнологических методов, разработка маркерных биологических систем и проведение мониторинга потенциально опасных биообъектов.
Педагогические задачи
- Планирование, организация и проведение учебных занятий и внеклассной работы по дисциплинам, соответствующим профилю полученного образования в общеобразовательных организациях, организациях системы среднего профессионального образования, а также по профильным дополнительным общеобразовательным программам на основе существующих методик; планирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
- Планирование естественнонаучного эксперимента, использование информационных технологий для решения профессиональных задач, анализ и оценка результатов лабораторных и полевых исследований; формирование бережного отношения к природным ресурсам нашей страны, формирование ценностной ориентации на сохранение природы и здоровья человека;
- Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; проведение воспитательной и профориентационной работы с учащимися;
- Изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в области образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся;
- Формирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.