6 апреля в Саратовском государственном университете прошёл городской семинар учителей математики по теме «Подготовка к ЕГЭ-2015 в свете реализации Концепции математического образования в РФ».
Организаторами собрания выступили кафедра основ математики и информатики СГУ, комитет по образованию администрации Саратова, Городской методический центр, а также Лицей математики и информатики. Участниками мероприятия стали преподаватели вуза, учителя средних учебных заведений города, а также представители Федерального института развития образования и издательства «Просвещение».
С приветствием к участникам городского семинара обратилась проректор по учебно-методической работе Е.Г. Елина. «Саратовский университет придаёт огромное значение работе со школами, лицеями, гимназиями. Мы проводим ежегодный конкурс педагогического мастерства “Шаг в профессию” для будущих учителей. Уже больше года работают две базовые кафедры в Лицее математики и информатики и в Гуманитарно-экономическом лицее. Это даёт возможность напрямую работать со школьниками и учителями, – подчеркнула Елена Генриховна. – Педагогическое образование стало для нас приоритетным направлением развития, потому что СГУ – единственный в регионе вуз, который готовит учителей. Наши выпускники могут преподавать все дисциплины: от русского языка до физической культуры, от математики до музыки».
Городской семинар, по словам проректора, – отличная возможность для педагогов обменяться опытом о Федеральных государственных образовательных стандартах школьного и высшего образования. «Очень хочется, чтобы школьники не только успешно сдавали ЕГЭ, но и были подготовленными к обучению в вузе», – добавила Е.Г. Елина.
В заключение своего выступления Елена Генриховна поблагодарила механико-математический факультет за организацию мероприятия городского уровня и поздравила декана А.М. Захарова с днём рождения.
Пожелала успешной работы коллегам и начальник отдела государственной итоговой аттестации министерства образования региона Л.Ю. Живцова. Она отметила, что Концепция математического образования – приоритет, который ставит Правительство РФ перед региональными системами образования. Лариса Юрьевна выразила слова признательности Саратовскому университету, который, по её словам, является инициатором и организатором многочисленных методических мероприятий на уровне города и области, а сотрудники вуза стоят во главе 11 из 14 предметных комиссий области. «К сожалению, результаты ЕГЭ по математике в регионе ниже средних по стране. Поэтому нам есть к чему стремиться, чему учить и учиться», – заключила Л.Ю. Живцова, пригласив преподавателей к активному сотрудничеству.
После приветствий работа семинара продолжилась награждением призёров и победителей научно-исследовательской конференции «Открытие» – совместного проекта Саратовского государственного университета и Лицея математики и информатики. В этом году юные учёные 5-11 классов представляли доклады по пяти направлениям: «Прикладные аспекты математики», «Математическое открытие», «Первый шаг к открытию», «Математика и информатика в окружающем мире» и «Математика и информатика в окружающем мире (на английском языке)».
Программная часть семинара открылась докладом заместителя руководителя естественно-математического образования издательства «Просвещение» Е.В. Эргле. Она рассказала о работе издательства в свете новых образовательных стандартов. По её словам, сейчас учреждение занимается переработкой учебно-методических комплектов в электронную форму, без которой, согласно стандарту, учебники не могут находиться в федеральном перечне. В презентации Евгения Викторовна продемонстрировала изменения в учебниках по алгебре и геометрии. «Авторы максимально помогают учителю готовить урок и внеклассную работу», – сказала сотрудник издательства, комментируя такие разделы, как «Это интересно» и «Работа в парах».
Реализации Концепции развития математического образования в Москве и Московской области было посвящено выступление ведущего научного сотрудника Федерального института развития образования С.В. Панфёрова. Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 года с целью вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. В рамках концепции в Московском столичном регионе организован ряд проектов как для учителей, так и для школьников. Среди них – система очно-заочных лицеев, предполагающая дистанционные мастер-классы педагогов, и фестиваль точных наук «Особые точки» – поездки с научно-популярными лекциями по пригородам столицы. На некоторых факультетах МГУ возрождена программа целевого набора для талантливой молодёжи регионов. С.В. Панфёров выступил с инициативой выделения квот и для Саратовской области: «Я знаю, что саратовские школьники интересуются математикой, и многие из них поступают в вузы столицы. Поэтому считаю возможным участие области в целевой программе».
Во второй половине дня работа семинара продолжилась на двух секциях: для учителей математики – «Особенности подготовки к ЕГЭ 2015 года» и для руководителей, курирующих математическое образование, – по теме «Математическое образование в России: перспективы развития». Это был последний городской семинар учителей математики в 2014–2015 учебном году, по его итогам все участники получили сертификаты.