Ресурсное обеспечение образовательной программы формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ аспирантуры, определенных ФГОС ВО направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06.06.01 «Биологические науки».
Реализация ООП обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс, составляет 87,5%, ученую степень доктора наук и/или звание профессоры – 42,8%. Все преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование, соответствующее направленности подготовки. К образовательному процессу привлечено около 20% преподавателей из числа работников профильных организаций и учреждений (ИБФРМ РАН, РОСНИПЧИ «Микроб», УНЦ «Ботанический сад»).
ОПП по данному направлению полностью обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается всем необходимым методическим обеспечением. Каждый аспирант обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе Научной библиотеки СГУ. Доступ обучающихся к сети Интернет обеспечивается с компьютеров специализированных залов Научной библиотеки СГУ, компьютерного класса биологического факультета, а также компьютеров, расположенных на кафедрах биологического факультета.
По дисциплинам базовой части всех блоков библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной учебной литературы, изданными за последние 10 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы представлен как в Научной библиотеке СГУ, так и в кафедральных библиотеках биологического факультета. Он включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете от 1 и более экземпляров на каждые 100 обучающихся. В фондах Научной библиотеки СГУ и кафедральных библиотеках биологического факультета имеются необходимые для реализации ООП методические пособия и рекомендации по теоретическим, лабораторным и практическим занятиям всех дисциплин.
Биологический факультет обладает необходимыми для качественного обеспечения учебного процесса наглядными пособиями (таблицами, муляжами, макро- и микропрепаратами, гербарными образцами, коллекцией Зоологического музей, коллекциями штаммов микроорганизмов и мух дрозофил, виварием), а также мультимедийными, аудио- и видеоматериалами.
Лабораторные и практические работы обеспечены методическими разработками и задачами в количестве, достаточном для проведения групповых занятий, необходимым оборудованием и расходными материалами (микроскопами, микротомами, термостатами, центрифугами, вытяжными шкафами, ламинарными боксами, холодильными установками, спектрофотометрами, рН-метрами, ДНК-анализаторами, хроматографами, дистилляторами, автоклавами, лабораторными и хирургическими инструментами, химической посудой, химреактивами и др.).
Область профессиональной деятельности выпускников включает:
- исследование живой природы и еѐ закономерностей;
- использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, экотехнологиях, охране и рациональном использовании природных ресурсов.
Объектами профессиональной научной деятельности выпускников являются:
- биологические системы различных уровней организации, процессы их жизнедеятельности и эволюции;
- биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биосферные функции почв;
- биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов и природной среды.
Результаты, полученные в ходе выполнения научно-исследовательских работ, широко используются в образовательном процессе, в том числе в работе с аспирантами при подготовке диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов наук.
Лаборатория экспериментальной физиологии под руководством д.б.н., профессора Семячкиной-Глушковской О.В. является основной частью международного института нелинейной динамики, созданного в 2002 году, и научной школы по физиологии человека и животных, созданной в рамках института. Основной деятельностью школы является обучения инновационным технологиям и междисциплинарным методам анализа биологических сигналов, их интерпретации с позиции современных научных концепций, умении делать научные прогнозирования, критически оценивать тривиальные данные, развивать нестандартные подходы к решению актуальных научных проблем, формировать системное видение научных проблем с целью умения разрабатывать новые научные концепции на основе новейших достижений науки.
Экспериментальная физиология является неотъемлемой частью всех отраслей наук, связанных с изучением работы организма человека и животных. Биофизика, биомедицина, бионанотехнологии являются перспективными направлениями СГУ, которые основаны на обучении применения в исследованиях современных методов экспериментальной физиологии.
Основными направлениями научной деятельности коллектива выше указанной школы являются:
1. Развитие инновационных подходов в классическом изучении механизмов работы систем организма человека и животных, созданных на основе зависимости проявления тех или иных функций от состояния организма;
2. Разработка пионерских технологий на основе междисциплинарных знаний в изучении природы стресса и стресс-индуцированных нарушений механизмов гомеостаза;
3. Разработка новых методов проблемного и проекционного обучения на основе разработки компьютерных демонстрационных версий работы организма при различных состояниях, включая мультимедийные технологии и научно-популярное изложение современных открытий в области физиологии;
4. Обучение экспериментальному моделированию на животных развития стресс-индуцированных сценариев на уровне системного, клеточного и ультраклеточного уровня регуляции гомеостаза;
5. Развитие навыков конкурентоспособности на международном научном рынке на основе обучения и подготовки отечественных и зарубежных научных проектов, написания научных статей в высокорейтинговых журналах;
6. Обучение применению методов оптического и нелинейного анализа для извлечения скрытой информации в макро- и микроциркуляции на уровне мозга и периферических органов;
7. Развитие научно-исследовательских качеств, обучение умению планирования и проведения экспериментальных исследований; критического осмысления имеющихся концепций и теорий; творческому выражению научных результатов, умению использовать навыки работы с информацией из различных областей знаний;
8. Адаптация и внедрение в обучающий процесс разработанной совместно в марбургском университете компьютерной обучающей программы-визуализации «Виртуальная физиология», развивающей у аспирантов навыки самостоятельного поэтапного решения проблемных задач и направленную на выработку новых научных концепций.
Со Школой сотрудничают следующие структурные подразделения СГУ и зарубежных академических университетов:
1. Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета СГУ;
2. Региональный центр коллективного пользования СГУ «Спектроскопия и зондовая микроскопия»;
3. Центр экспериментальной нейрофизиологии Марбургского медицинского университета.
В рамках лаборатории экспериментальной физиологии создана научная школа по развитию инновационных методов в изучении механизмов стресса и адаптации на основе междисциплинарных подходов. Школа существует с 1993 года. В настоящее время руководит школой профессор, доктор биологических наук Семячкина-Глушковская Оксана Валерьевна.
Коллективы перечисленных подразделений, как целостное образование, многие годы считаются де-факто самостоятельной научной школой в России и СНГ.
ЦКП СГУ имеет современную дорогостоящую аппаратуру, поставленную лучшими отечественными и зарубежными производителями, необходимую для проведения работ в следующих областях: физико-химический анализ химических соединений и их сложных смесей; молекулярная биология; биофизика; оптика биотканей и биомедицинская оптика, оптика, техника и физика лазерных измерений.
Совместно с Хансом Альбертом Брауном – профессором, руководителем научной группы по биофизике в марбургском университете – нами разрабатываются мультимедийные компьютерные программы по виртуальной молекулярной физиологии на русском и английском языках (http://www.virtual-physiology.com), которые активно используются на кафедре физиологии человека и животных для русскоязычных и англоязычных аспирантов. В данную программу включены основы фармакологии, биохимии и экспериментальной хирургии, необходимые для выполнения многих экспериментальных задач по физиологии.
Возглавляемая профессором Семячкиной-Глушковской О.В. научная школа имеет широкое признание в России, а также активно развивает международное сотрудничество. Научные достижения школы были поддержаны всеми фондами, существующими в РФ – фондом Президента РФ, фондом В. Потанина, РНФ, ФЦП, РФФИ, международных грантов DAAD.
За годы работы школы были разработаны проекты долгосрочного научного сотрудничества с Марбурским медицинским университетом. Выходом этой плодотворной работы явился созданный совместно интегративный ресурс по виртуальной физиологии (http://physiology.sgu.ru), который является единственным в РФ, активно применяется как альтернатива сложным и дорогостоящим подходам, необходимым для обучения аспирантов методам экспериментальной фармакологии и хирургии.
На базе центра биомедицинской фотоники «Britton Chance» в национальной лаборатории оптоэлектроники г. Ухани Хуачжунского университета науки и технологии (Китай) создана научная платформа для стажировки аспирантов в рамах постоянно действующих российско-китайских проектов. Центр междисциплинарных исследований г. Потсдама и лаборатория нейродинамики г. Марбурга на протяжении многих лет являются местом повышения квалификации в области развития пионерских технологий в изучении стресса и адаптации.
Научный руководитель аспирантов – Семячкина-Глушковская Оксана Валерьевна – доктор биологических наук, профессор. Является экспертом развития системы дистанционного обучения марбургского медицинского университета по разработке программы «Виртуальная физиология» (http://www.virtualphysiology.com/Home/About) и эксперт научно-технической сферы ФГБНУ НИИ.
За последние 5 лет научные достижения Оксаны Валерьевны были отмечены 18 грантами российских и международных фондов, среди которых грант Президента РФ, DAAD, получены именные награды от фонда В. Потанина. За выдающие идеи в области изучения механизмов развития стресс-индуцированных болезней были получены именные стипендии из европейских фондов по гипертензии и гастроэнтерологии. Оксана Валерьевна также ведет научно-популяризационную деятельность, привлекая молодой потенциал из разных вузов, в том числе зарубежных, для обучения в аспирантуре СГУ.