Направление подготовки 51.06.01 Культурология нацелено на формирование у аспиранта таких универсальных компетенций как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности; способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
В процессе обучения аспирант приобретает следующие общепрофессиональные компетенции: владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере культуры; владение культурой научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий; способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в сфере культуры и образования с учетом правил соблюдения авторских прав; готовность организовать работу исследовательского коллектива в сфере культуры; готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Формируются следующие профессиональные компетенции: готовность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, владение приемами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала учреждения культуры; готовность к проектно-аналитической и экспертной работе в сферах социокультурной деятельности на основе системного подхода, к разработке и управлению инновационными проектами в сфере культуры; способность строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных этнокультурных явлений и процессов; формулировать проектные задания.
Область профессиональной деятельности выпускников включает: культурологические и социально-гуманитарные исследования; исследования художественных и культурных практик, в том числе социально-культурных, библиотечно-информационных и архивоведческих; управление в сфере культуры, участие в разработке и реализации государственных программ по сохранению и развитию отечественной культуры; разработку эффективных стратегий и проектирования оптимальной организационной структуры библиотечно-информационных организаций; стратегическое управление библиотечно-информационной отраслью на федеральном и региональном уровнях, разработка инновационных концепций развития библиотечно-информационной сферы; экспертно-консультативную, информационно-аналитическую, научно-исследовательскую, проектную деятельность в сфере культуры; разработку методик установления научной, исторической, художественной, мемориальной ценности музейных предметов; стратегическое управление музейной и архивной деятельностью, разработка научной концепции комплектования музейных фондов; сохранение и популяризация культурного и природного наследия, в том числе посредством культурно-исторического туризма; социокультурные и межкультурные коммуникации; стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере, реализация досуговых потребностей населения. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются культурная политика; отечественная и мировая история культуры; методология культурологических и социально-гуманитарных исследований; актуальные процессы и явления в области культуры; образование, воспитание и просвещение в сфере культуры; технологии создания, распространения и сохранения ценностей культуры; информационные системы и процессы в сфере культуры; системы научно-исследовательской и экспертной деятельности в сфере культуры; культурные индустрии и художественные практики; объекты культурного и природного наследия; библиотечно-информационные системы; туристические маршруты и объекты инфраструктуры культурно-исторического значения; межличностные и межкультурные коммуникации; социокультурный менеджмент и маркетинг; средства производства, распространения и хранения информации в области культуры и смежных областях. К видам профессиональной деятельности выпускника относятся: научно-исследовательская деятельность в области культурологии и документальной информации по направленности (профилю) программы; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования; экспертная деятельность в области культуры; просветительская и воспитательная деятельность в области культуры.