В пятницу, 13 декабря, на базе Гуманитарно-экономического лицея состоялось выездное заседание Научно-методического совета по педагогическому образованию СГУ. Тема собрания – «О направлениях деятельности базовой кафедры СГУ в учреждении общего образования (Формы организации работы кафедры русской филологии и медиаобразования)».
Научно-методический совет начал работу с пленарного заседания, которое открыла проректор по учебно-методической работе СГУ Е.Г. Елина. Рассказывая об истории появления базовой кафедры университета в лицее, Елена Генриховна подчеркнула, что опыт создания вузовских кафедр на базе учреждений общего образования – первый не только для Саратовского университета, но и для страны. «Создавая базовую кафедру, мы воспользовались возможностями, которые нам предоставил закон “Об образовании”. Главное условие при учреждении базовой кафедры – соответствие направления обучения студентов и сферы деятельности организации», – пояснила проректор. Соответствующий пункт в законе «Об образовании в Российской Федерации» появился благодаря инициативе Президента СГУ, в то время занимавшего пост ректора, Л.Ю. Коссовича, который в присутствии Председателя Правительства России высказал инициативу о возможности создания базовых кафедр не только в учреждениях науки. Затем Министерство образования и науки РФ создало рабочую группу, которая разработала несколько положений для нового закона.
Заведующая базовой кафедрой русской филологии и медиаобразования О.И. Дмитриева представила гостям работу подразделения и отметила основные вехи в жизни кафедры. Среди них подписание соглашения о сотрудничестве с СГУ, официальная церемония открытия, начало занятий. В своём выступлении Ольга Ивановна назвала цели, которые коллективу кафедры предстоит достичь: использование учебно-методического потенциала в подготовке учителей-словесников, практическая подготовка учащихся, повышение квалификации научно-методических работников, проведение совместно с Саратовским государственным университетом конференций, олимпиад и конкурсов.
Далее работа научно-методического совета проходила параллельно на нескольких площадках, где сотрудники кафедры и лицея демонстрировали членам совета и гостям различные формы сотрудничества школы и вуза.
Так, на первой площадке состоялся бинарный урок словесности в 11 классе. Его провели старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования М.И. Кабанова и учитель ГЭЛ И.Б. Шевченко. Школьники под руководством Марины Игоревны пытались разобраться с одним из главных понятий в семиотике – понятием «знак». Работа была самостоятельной, педагог здесь выполнял функцию модератора и советчика, задавая наводящие вопросы и приводя примеры. Второй преподаватель, И.Б. Шевченко, наблюдая за занятием, выстроила график успешности каждого одиннадцатиклассника. График призван продемонстрировать способности ученика в самостоятельной работе, учебной и научной деятельности. Такой график необходим педагогу для составления плана работы со школьниками с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Работа на второй площадке была посвящена методической поддержке базовой кафедры русский филологии и медиаобразования при подготовке урока в системе ФГОС. Учитель лицея Е.Б. Щедрина провела урок русского языка в 6 классе по технологической карте, составленной в соответствии с новыми образовательными стандартами под руководством доцента базовой кафедры К.М. Зайнетдиновой. Екатерина Борисовна призналась, что составление карты далось ей нелегко, но это того стоило, потому что занятие прошло на одном дыхании.
Преподаватель базовой кафедры, доцент Л.В. Зимина провела урок-мастерскую «На пути к тексту» для учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории. Лариса Владимировна предложила коллегам погрузиться в осеннюю тематику, наблюдая за листопадом на слайд-шоу в сопровождении классической музыки. Комментируя занятие, Лариса Владимировна назвала его мигом погружения в окружающий мир и самого себя. «Это то, чего не хватает людям XXI века», – отметила педагог. По мнению участников мастерской, такие уроки позволяют настроиться на творческий лад и ощутить спокойствие, гармонию и свободу.
На площадке «Научное консультирование учащихся и организация проектной деятельности в школе» доценты кафедры Г.М. Алтынбаева и А.В. Раева познакомили коллег с творческими работами учащихся, посвящённых А.И. Солженицыну, А.Н. Островскому и И.А. Бродскому. В проектах учащихся соединились классическое литературоведение и современные технологии: ребята собирали необходимую литературоведческую информацию, а затем представляли её с помощью слайд-шоу, аудиозаписей и мультимедийных презентаций. По словам Гульнары Монеровны и Александры Васильевны, многие школьники уже знакомы с современными компьютерными программами, задача же педагогов в том, чтобы показать ученикам, для чего можно использовать программный продукт.
На заключительном собрании участники обсудили итоги дня. По всеобщему убеждению, все уроки прошли успешно. Приглашённые гости поблагодарили учителей и научно-методический совет, выразили своё восхищение учениками, которые в присутствии такого количества наблюдателей показали себя самостоятельными, умными и творческими.
Директор Гуманитарно-экономического лицея М.И. Орлов главным результатом работы кафедры назвал объединение двух образовательных сообществ, которые работают вместе, не заменяя друг друга. «Сегодняшний день – первый выход в свет базовой кафедры. И я рад, что он удался. Для нас важно соответствовать такому партнёру, как Саратовский университет», – заключил Михаил Игоревич.
Автор:
Виктория Викторова