Орлова
Надежда
Михайловна
1976 – 1978: Саратовский педагогический институт им. К.А. Федина. Ассистент кафедры русского языка.
1978 – 1987: Тульский педагогический институт им. Л.Н. Толстого. Ассистент кафедры русского языка как иностранного; аспирант Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской.
1988 – 1991: Саратовская академия государственной службы. Старший преподаватель кафедры языков и литературы.
1991 – 2001: доцент кафедры русского языка и литературы факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
2001 – 2007: – доцент кафедры теории и истории языка, декан факультета русской словесности Педагогического института СГУ.
2007 – по настоящее время работаю в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского. С 2015 года – профессор кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики.
Членство в общественных организациях:
Член Всероссийского терминологического общества (РоссТЕРМ);
Член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов.
1.Библейский текст как прецедентный феномен: монография. Саратов: СГСЭУ, 2008. 352 с.
2.Универсальный характер библейского прецедентного текста: Книга Руфь //Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 2. С. 84-91
3.Тематический словарь «Мир Библии» и прецедентные тексты русской литературы //Русский язык в школе. 2008. № 7. С.74-77.
4.Универсализм и смысловая динамика концептов библейского истока //Славянский альманах 2009. М.: Индрик, 2010. С. 369-379
5.Прецедентный текст Библии в обучении языку// Текст: Проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного. М.: МАКС Пресс, 2011. С.224-226
6.Прецедентный потенциал библейской ситуации: Библейский текст в литературе и лингвокультуре: монография. LAMBERT Academic Publishing, 2012. 264 с.
7.Библейский сюжет как генератор прецедентности //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2014. Т. 14. Вып 3. С. 5-10.
8.Смысловая структура и динамика прецедентной ситуации библейского истока // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2015. № 3 (27). С. 128-134.
9.Acerca de la redifusión de fenómenos precedentes a través de titulares Periodísticos //La identidad nacional a través del diálogo entre culturas : Исследования в области гуманитарных наук в иберо-американском и российском научном пространстве. Том. 2. Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. С 355-359.
10.Современный религиозный дискурс: структура, стратегии, трансформации: коллективная монография. Нижний Новгород: , 2015. 210 с.
11.Динамические процессы в структуре концептов библейского истока: Неопалимая купина // Вестник Самарского университета. Серия История, педагогика, филология. 2016. № 3.2. С. 28-34.
12.История терминологической лексики и языковой пуризм // И.И. Срезневский и русское историческое языкознание: опыт и перспективы. Рязань: РГУ им.Есенина, 2017. С. 64-69
13.Тематический словарь библейской лексики: Принципы составления // Психолингвистика и лексикография: Сб. научн. тр. Воронеж, 2018. С. 165-170.
14.Ноосферное образование в евразийском пространстве: коллект.монография Т. 8. СПб: Астерион, 2019. 588 с.
15.Библия и малые литературные жанры: русские паремии и цитаты // Жанры речи. 2020. №1 (25). С. 29-35.
16.Лингвистический и философский структурализм в курсе «Основы науки о языке» // Образование в современном мире. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020. Вып. 15. С 225-232.
Учебно-методические публикации:
1.Речеведение: учебное пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 226 с. (в соавт.) .
2.Текстообразующие возможности языковых единиц: учебное пособие.
Ч. 1-2. [Электронный ресурс]. Саратов, 2015. elibrary.sgu.ru›uch_lit/1263_ud.pdf ( в соавт. с С.А.Семеновской).
3.Чтобы Вас понимали: Культура русской речи и речевая культура человека: учебное пособие /Под ред. О.Б.Сиротининой. М.: ЛИБРОКОМ, 2017. (в соавт.). 272 с.
4.Русский язык и культура речи: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2019. 224 с. (в соавт. с О.И.Дмитриевой, Н.И.Павловой).
5.Введение в языкознание: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2020. 263 с. Рекомендовано межрегиональным учебно-методическим советом профессионального образования по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
Преподаваемые дисциплины:
Основы науки о языке,
Стилистика,
Культура речи (устной и письменной).