Skip to main content Skip to search

Гринина
Елена
Сергеевна

Доцент
Образование: 
факультет коррекционной педагогики и специальной психологии СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2001 г., Олигофренопедагогика
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат психологических наук (19.00.10 Коррекционная психология), «Профилактика конфликтов в межличностных отношения подростков с интеллектуальным недоразвитием», 2008 г.
Учёное звание: 
Доцент по специальности "Коррекционнная психология", Министерство образования и науки Российской Федерации, 2018 г.
Научные интересы: 
Межличностные отношения и конфликты детей с ОВЗ
Психологические аспекты абилитации
реабилитации и социализации лиц с ОВЗ
академическая адаптация лиц с ОВЗ
Общий стаж: 
23 года
Стаж по специальности: 
23 года
Работа в университете: 
Ассистент, Кафедра дефектологии, с 2001 по 2005
Ассистент, Кафедра специальной психологии, с 2005 по 2009
Доцент, Кафедра специальной психологии, с 2009 по 2016
Доцент, Кафедра педагогики и психологии профессионального образования ИДПО, с 2015 по н.в.
Доцент, Кафедра реабилитационных технологий на базе ГАУ СО "ЦАРИ", с 2016 по н.в.
Преподаваемые дисциплины: 
Психология семьи и семейного воспитания лиц с ОВЗ
Профилактика конфликтного поведения лиц с ОВЗ
Методы психологической коррекции
Нормативно-правовое обеспечение психологического сопровождения образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Психокоррекционные технологии в системе образования лиц с нарушениями слуха
Психологическая коррекция в деятельности специального психолога
Основные научные публикации: 

Монографии:

Гринина Е.С. Межличностные конфликты подростков с интеллектуальным недоразвитием: специфика и профилактика. LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2011. 220с. ISBN 978-3-8433-2410-6

Гринина Е.С.Особенности психического развития лицеистов в условиях креативной развивающей среды / Философия генеративной педагогики.Коллективная научная монография. Колисник И.И., Сергеева И.В. и др.;под ред. И.И. Колисник. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011.-300с. С.227-250. ISBN 978-5-9980-0127-7

Гринина Е.С. Критерии оценки личности в системе креативного образования / Философия генеративной педагогики. Коллективная научная монография. Колисник И.И., Сергеева И.В. и др.; под ред. И.И. Колисник. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011.-300с. С.275-298.ISBN 978-5-9980-0127-7

Статьи:

Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л.В. Основные тенденции реагирования судебных приставов-исполнителей в ситуации стресса  // Общество: социология. психология, педагогика. 2022. № 12.

Гринина Е.С. СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Т. 7. № 2 (26). С. 56-82.

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. БАЗА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИСТИК И МЕХАНИЗМОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ПОДРОСТКИ Свидетельство о регистрации базы данных  2021622903, 13.12.2021. Заявка № 2021622832 от 05.12.2021.

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. БАЗА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИСТИК И МЕХАНИЗМОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ Свидетельство о регистрации базы данных  2021622852, 09.12.2021. Заявка № 2021622831 от 05.12.2021.

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. БАЗА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИСТИК И МЕХАНИЗМОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. СТУДЕНТЫ Свидетельство о регистрации базы данных  2021622845, 09.12.2021. Заявка № 2021622810 

Гринина Е.С. Формирование профессиональных компетенций в области психолого-педагогического совпровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Образование в современном мире. Сборник научных статей / Под редакцией Ю.Г. Голуба. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2022. – Вып. 17. - С. 28-33.

Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Шипова Л.В., Тезикова Е.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ АУДИОКОРРЕКЦИИ РУЛИСЕН В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВЗРОСЛЫХ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей /редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет [издание], 2022. – Вып. 5 : материалы Международной научнопрактической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2022: : традиции и инновации» 14–15 октября 2022 г., г. Саратов. – 521 с. : ил. – URL: https://sgu.ru/node/180946 Режим доступа: Свободный. Продолжающиеся издания СГУ на сайте www.sgu.ru.

 

Rail M. Shamionov, Marina V. Grigoryeva, Aleksey V. Sozonnik and Elena S. Grinina. Тhe Role of Junior Adolescents’ School Well-Being/Ill-Being Characteristics in School Anxiety Variations // Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ. 2021, 11(3), 878-893; doi:10.3390/ejihpe11030065

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 181–207. doi:10.17759/cpse.2021100310

Marina V. Grigoryeva, Rail M. Shamionov, Elena S. Grinina, Aleksei V. Sozonnik. Academic Adaptation As Overcoming Uncertainty In Primary Schoolchildren With Disabilities /  EpSBS / Volume 119 - International Conference «Humanity in the Era of Uncertainty» (ICHEU 2021). Pp. 428-434/ Doi:10.15405/epsbs.2021.12.02.53. Online ISSN 2357-1330

Pyatkina E., Grinina E., Rudzinskaya T., Shipova L. THE INFLUENCE OF A STRESSFUL SITUATION ON HUMAN BEHAVIOUR IN THE MODERN WORLD / E3S Web of Conferences 14. 4-TH INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE ON STATE AND PROSPECTS FOR THEDEVELOPMENT OF AGRIBUSINESS, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don, 24–26 февраля 2021 года. Rostov-on-Don, 2021. Р. 10013.

Шамионов Р. М., Гринина Е. С. Характеристики академической адаптации обучающихся на разных уровнях образования в России // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 370-380. doi: 10.32744/pse.2021.4.24

Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Гринина Е. С., Созонник А. В., Краснова С. В. Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 247-262. doi: 10.32744/pse.2021.4.16

Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТА-ВОВ // Научное мнение. 2021. № 12.

Гринина Е. С., Солодовник О. Ю. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра //  Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей /редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет [издание], 2021. – Вып. 4 : материалы Международной научнопрактической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху» 15–16 октября 2021 г., г. Саратов. – 521 с. : ил. – URL: https://sgu.ru/node/180946 Режим доступа: Свободный. Продолжающиеся издания СГУ на сайте www.sgu.ru. ISSN: 2712-8296 (Online).   С. 299-306.

Гринина Е.С., Силютина Н.Г. Проблема развития эмоционального интеллекта в детском возраста // Образование в современном мире. Сборник научных статей / Под редакцией Ю.Г. Голуба. - Том. Выпуск 16. Саратов, 2021.

Rail M. Shamionov,Marina V. Grigoryeva,Elena S. Grinina andAleksey V. Sozonnik Characteristics of Academic Adaptation and Subjective Well-Being in University Students with Chronic Diseases// European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020, 10(3), 816-831; https://doi.org/10.3390/ejihpe10030059 - 20 Aug 2020

Azikova A., Grinina E., Konovalova M. Image characteristics of a child with autistic spectrum disorder in representatives of the immediate social surrounding  // SHS Web Conf. Volume 70, 2019. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197010001

Гринина Е.С. Исследование мотивационной сферы молодых людей с инвалидностью // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 4 (20). С. 127-154.

Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Созонник А. В., Гринина Е. С., Протасов П. А., Силютина Н. Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 258-272. doi: 10.32744/pse.2020.5.18

Гринина Е.С. Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. 2019. Том 16 № 2. DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-2. С.196-213

Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №5. http:/mir-nauki.com/PDF/81PSMN519pdf

Пяткина Е.С., Гринина Е.С. Реабилитационный потенциал арт-терапевтических технологий в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6. № 2. С. 19-22. ISSN: 2412-9631

Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития.2016. Т. 5. № 2. С. 163-168. 

Шипова Л.В., Гринина Е.С. Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход (итоги всероссийской конференции) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4 (20). С. 163-168. 

Гринина Е.С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 333-338.

Гринина Е.С. Особенности поведения подростков с нарушениями речи в конфликтных ситуациях // В мире научных открытий. 2015. № 3.8(63). С. 3824 -3842 ISSN 2072-0831

Гринина Е.С. Особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с различным уровнем развития интеллекта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 58-66.

Гринина Е.С. Межличностные конфликты в представлениях подростков с девиантным поведением // Психология обучения. 2014. № 11. С. 31-42.

Гринина Е.С. Межличностные конфликты подростков // Школьный мир. 2013, №6. С.102-110.

Учебно-методические публикации

1. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/  Автор-составитель Е.С. Гринина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. –127 с. ISBN 978-5-9999-1788-1

2. Психология детей с ранним детским аутизмом / Основы специальной психологии: Учебное пособие / [Л.В. Шипова, О.В. Кухарчук, О.И. Суслова и др.]; под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – 335 с.C. 81-97. ISBN 978-5-9999-1675-4

3. Методы психологической коррекции: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Автор-составитель Е.С. Гринина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015.  -130 с. ISBN 978-5-9999-2239-7

4. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин: Учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.В. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 371 с. ISBN 978-5-9999-2461-2.

5. Дошкольная дефектология: тесты: Учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.В. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 103 с.  ISBN 978-5-9999-2476-6.

6. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. С. Гринина. - Саратов : [б. и.], 2015. - 77 с. - Библиогр.: с. 60-61. - Б. ц. ID= 1384 

7.Введение в дошкольную дефектологию [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. С. Гринина ; Сарат. национ. исслед. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : [б. и.], 2016. - 97 с. - Б. ц.     ID= 1661 (дата размещения: 19.10.2016)

Пособия:

Введение в профессию: дошкольная дефектология: учебное пособие / Е.С. Гринина. Саратов: ИЦ Наука, 2019. – 110 с.

 

 

Участие и организация конференций: 
XVII Международная научно-практическая Интернет-конференция "Образование в современном мире", Саратов, Россия, 2022 г.
II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» , Россия, Самара, 2021 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху», Саратов, Россия, 2021 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» , Саратов,Россия, 2020 г., статус участия - Гринина Е.С. Особенности профориентационной работы с людьми с инвалидностью.
2-я Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» (ICTDPP-2020) , Ростов-на-Дону, 2020 г., статус участия - Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л. В. Исследование социально-психологических качеств личности специалистов службы судебных приставов Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Соотношение академической адаптации и при.
VIII Международная конференция ICEVI Восточно-европейских стран "Доступная среда для людей с ограниченными возможностями", Саратов,Россия, 2018 г.
Международная научно-практическая конференция "Специальное образование и социокультурная интеграция", Саратов,Россия, 2018 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями» , Саратов, Россия, 2016 г.
Всероссийская научно - практическая конференция «Практики заботы в современном обществе», Саратов,Россия, 2016 г.
Международная научно – практическая конференция «Психология и педагогика семьи» , Саратов, Россия, 2016 г.
IV Международная научно-практическая конференция «Преемственная система инклюзивного образования» , г. Казань, 2016 г.
IV Международная научно-практическая конференция «Преемственная система инклюзивного образования» , г. Казань, Россия, 2016 г.
V Международная научная конференция «Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение» , Саратов, Россия, 2016 г.
Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование», Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - член организационного комитета.
Всероссийская научно-практическая конференция «Методологические основы модернизации современного образования», Саратов, Россия, 2015 г.
Повышение квалификации: 
Инклюзивные практики в образовании, ИДПО ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2022 г.
Психология. Научно-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского, 2020 г.
Логопедия. Научно-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2019 г.
Технологии адаптивного биоуправления, Общество с ограниченной ответственностью «Федеральный центр дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт Междисциплинарных Исследований», 2019 г.
Профессиональные риски преподавателя в современной высшей школе, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2016 г.