к заседанию коллегии Минобрнауки России
16 декабря 2004 года по вопросу
«О реализации положений Болонской декларации
в системе высшего профессионального образования
Российской Федерации»
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы – это один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом (ст.2, п.1, п/п.3 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).
17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции министров высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса. В конференции приняли участие министры высшего образования 33 государств, подписавших к тому времени Болонскую декларацию и министры 7 государств – кандидатов на присоединение к ней, в том числе Российской Федерации. На совещании министров образования по инициативе Франции, поддержанной представителями Италии, Великобритании и Германии, было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.
Цель Болонского процесса – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества и привлекательности, расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечение трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на европейский рынок труда.
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений в академических обменах с университетами европейских стран.
В настоящее время Минобрнауки России совместно с Евросоюзом формирует «Общее пространство Россия-ЕС в области науки и образования». Начавшийся с присоединения России к Болонской декларации процесс интеграции российской и европейской систем образования является одним из важных элементов формируемого пространства.
На современном этапе модернизации российского образования реализация положений Болонской декларации в контексте приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных на заседании коллегии Минобрнауки России 4 ноября 2004 г., является одним из направлений государственной политики в сфере высшего профессионального образования.
Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстоит в 2005-2010 годах предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования:
двухуровневой системы высшего профессионального образования;
системы зачетных единиц для признания результатов обучения;
сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;
внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.
На рассмотрение представляется проект Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (прилагается), основные положения которого прокомментированы в настоящей справке.
Вопросы интеграции среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса предметом рассмотрения данной коллегии не являются.
Еще до официального присоединения России к Болонскому процессу в 2002 году Министерством образования Российской Федерации была развернута работа по изучению европейского опыта сближения систем высшего образования. По инициативе Санкт-Петербургского государственного университета была создана соответствующая рабочая группа, которую возглавили заместитель Министра Российской Федерации, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы и ректор Санкт-Петербургского государственного университета. В состав группы вошли ректоры и проректоры вузов, осуществляющих широкие международные контакты, ученые, международные эксперты.
Рабочей группой был проанализирован опыт развития с начала 90-х годов многоступенчатого высшего профессионального образования в Российской Федерации, тенденции постоянного расширения академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования первого и второго поколений, опыт международного сотрудничества российских вузов и развитие систем менеджмента и контроля качества подготовки специалистов.
Деятельность рабочей группы содействовала повышению уровня информированности российской высшей школы о целях Болонского процесса.
С 2002 года стали традиционными такие ежегодные мероприятия, как:
международные конференции по проблемам формирования общего европейского образовательного пространства, проводимые на базе Санкт-Петербургского государственного университета;
международные совещания по введению системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании, организованные на базе Российского университета дружбы народов;
региональные совещания по проблемам участия России в формировании европейского образовательного пространства (Таганрогский государственный радиотехнический университет, Уральский государственный университет, Томский государственный политехнический университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.);
школы-семинары по введению приложения к диплому с участием специалистов Санкт-Петербургского государственного технического университета;
семинары по разъяснению положений Болонского процесса и формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода, проводимые на базе Исследовательского центра проблем качества образования, а также другие мероприятия, инициированные Национальным фондом подготовки кадров, вузами, государственно-общественными организациями.
Различные проблемы развития системы высшего профессионального образования в соответствии с положениями Болонской декларации рассматривались также на:
всероссийских совещаниях проректоров по учебной работе высших учебных заведений, проводимых на базе Московского государственного института стали и сплавов (технического университета);
всероссийских совещаниях по проблемам качества образования, проводимых на базе Уфимского государственного технического университета и Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.
Только в 2004 году в проектах, выполняемых в рамках научных отраслевых программ, исследованы такие вопросы как «Разработка и апробация научно-методического обеспечения оценки социально-экономических последствий затрат, связанных с интеграцией российской системы образования в общеевропейскую в рамках Болонского процесса», «Анализ проблем и перспектив интеграции российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего социально-экономического образования», «Разработка стандартов подготовки бакалавров и магистров – специалистов по экономическим, гуманитарным и педагогическим специальностям». Общий объем финансирования проектов составил более 10 млн. рублей.
В целях активизации и координации работ по вхождению системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство, расширения контактов с рабочими группами и иными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций приказом Минобрнауки России от 25 октября 2004 г. № 100 была создана группа по осуществлению Болонских принципов в России.
Проблемы перехода к двухуровневому высшему профессиональному образованию
Статьей 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закреплено наличие трех ступеней высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением квалификации (степени) «бакалавр»; квалификации «дипломированный специалист» и квалификации (степени) «магистр».
Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет) и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 110 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров получили 50% вузов.
Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:
независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;
совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 г.
Разветвленная схема дает возможность обеспечивать необходимое содержание подготовки при меньших по сравнению с независимой схемой ресурсных затратах, оптимизировать образовательный процесс, а также позволяет расширить возможности студента по выбору образовательной траектории на старших курсах.
Оптимизации образовательного процесса должен способствовать пересмотр Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с целью его укрупнения, что предполагается проектом Плана.
В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.
По инициативе Минобразования России в 1995-1996 годах Минтрудом России выпущены два письма о трудоустройстве бакалавров на должности, для которых предусмотрено высшее профессиональное образование. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ эта возможность предусмотрена статьей 6. В 2002 году принято постановление Минтруда России, касающееся приема на работу бакалавров и магистров на общеотраслевые должности. Однако инициативное обращение Минобразования России к министерствам и ведомствам о подготовке постановлений по трудоустройству бакалавров в соответствующих отраслях пока не встретили должной поддержки.
Необходимо отметить, что несмотря на сложности практического признания степени «бакалавр» рынком труда, которое выражается, прежде всего, в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, количество выпускаемых бакалавров постоянно растет.
Если в 1996 году выпуск бакалавров составил 15,1 тыс. человек по всем формам обучения (в том числе 12,6 тыс. очная форма), то в 2003 году он увеличился до 51,6 тыс. человек (44,7 тыс. очная форма).
Растет и число выпускников, получивших диплом магистра. В 1996 году их число составило 1,4 тыс. человек (1,3 тыс. очная форма), а в 2003 году – 9,6 тыс. человека (9,2 тыс. очная форма).
В ходе многочисленных дискуссий о дальнейшем развитии структуры высшего профессионального образования при несомненной поддержке развития двухуровневого высшего образования доминировала позиция о необходимости сохранения в России традиционной непрерывной подготовки специалистов.
В настоящее время подготовлена концепция законопроекта, предусматривающего переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию, в которой предлагается следующая структура высшего профессионального образования: первый уровень – бакалавр, второй уровень – магистр или специалист. При этом предполагается, что прием на обучение по программам второго уровня будет конкурсным, в аспирантуру смогут поступать только лица, получившие высшее профессиональное образование второго уровня.
В случае принятия указанного законопроекта Министерство должно проделать работу по научно-методическому обеспечению функционирования новой системы высшего профессионального образования.
Программы подготовки бакалавров требуют содержательной и практической завершенности для обеспечения самодостаточности данной степени для рынка труда. При разработке образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по различным группам специальностей должен быть использован опыт разработки государственных образовательных стандартов бакалавра и магистра в области науки и техники, накопленный в рамках проектов Министерства образования Российской Федерации «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей». Требуется организовать широкое обсуждение результатов указанного проекта с обязательным публичным обсуждением как самих новых стандартов, так и путей их внедрения по укрупненным направлениям подготовки. Признание и принятие степени бакалавра как самодостаточной потребует тесного взаимодействия с профессиональными организациями, заинтересованными ведомствами.
В связи с этим в проекте Плана мероприятий предусматривается разработка:
научно-методического обоснования моделей функционирования двухуровневой структуры высшего профессионального образования с учетом особенностей профилей подготовки в высшем профессиональном образовании;
методики формирования требований к уровню подготовки выпускников на основе компетентностного подхода;
моделей бакалавров и магистров высшего профессионального образования в условиях функционирования многоуровневого профессионального образования Российской Федерации и др.
Введение системы зачетных единиц
В Совместном заявлении европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 г.) отмечается, что внедрение системы зачетных единиц по типу ECTS – европейской трансферной кредитной системы, является надлежащим средством крупномасштабной студенческой мобильности.
В основу ECTS положены три элемента: информация о программах обучения и результатах работы студента, соглашение между вузами – партнерами и студентом, обозначение объема работы студента. ECTS, как таковая, никак не регулирует содержание, структуру и эквивалентность программ обучения.
Кредиты ECTS – это мера работы студента, указывающая на то, какая часть годовой работы приходится на данный учебный модуль.
В Российской Федерации зачетной единицей, определяющей объем работы студента и преподавателя является академический час, длительность которого определена Типовым положением о вузе и составляет 45-50 мин. Основные образовательные программы высшего профессионального образования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю – 54 академических часа при средней аудиторной нагрузке – 27 академических часов (за исключением физической культуры). Как и в Европе, такая мера работы студента скорее относительная, чем абсолютная, так как не характеризует в целом и по отдельным дисциплинам объем лекционных, семинарских занятий, количество лабораторных и практических работ, объем самостоятельной работы студента, а также теоретический уровень преподнесения учебного материала.
В Российской Федерации вузами накоплен значительный опыт применения модульно-рейтинговой оценки качества образования (более 20 лет). В последние годы активно накапливается опыт использования зачетных единиц (кредитов) в образовательном процессе в результате получения вузами международной аккредитации по отдельным программам, в рамках двухсторонних договоров с зарубежными вузами.
Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации российского высшего профессионального образования, развитием телекоммуникационных технологий, а также расширяющимся участием в международных интеграционных процессах.
Министерством образования Российской Федерации были выдвинуты следующие задачи по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений:
формирование общего подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, и обеспечивающих единство образовательного пространства в российском высшем образовании;
проведение эксперимента по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц, ориентированных на индивидуализацию образовательного маршрута;
разработка и апробация в ходе экспериментов необходимых нормативных и методических документов;
обеспечение введения в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования зачетных единиц;
обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц;
выявление особенностей формирования накопительной системы зачетных единиц при проектировании образовательных программ высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования.
Приказом Министерства образования Российской Федерации в 2002 году была сформирована рабочая группа по внедрению системы зачетных единиц, в которую вошли представители вузов, имеющих опыт международного сотрудничества и использования зачетных единиц.
Рабочей группой была разработана методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах. Методика апробируется в вузах, осуществляющих данный эксперимент.
В соответствии с приказами Министерства образования Российской Федерации в эксперимент было включено более 30 вузов Российской Федерации.
В ходе эксперимента вузами разработано, апробировано Примерное положение об организации учебного процесса в вузах с использованием системы зачетных единиц.
Решение по внедрению системы зачетных единиц каждый вуз принимает самостоятельно. В вузах-участниках эксперимента – система зачетных единиц используется только для части (от 10 до 15%) образовательных программ.
Кредитная система пока не апробируется в программах других уровней образования. Введение ее во все уровни профессионального образования и дополнительное профессиональное образование – важнейшая и весьма сложная задача для формирования системы непрерывного образования Российской Федерации.
Проектом Плана мероприятий намечено:
внедрение модульных технологий построения образовательных программ в высшем профессиональном образовании и создание экспериментальных площадок;
разработка предложений по переходу на «асинхронную» организацию образовательного процесса;
разработка методики формирования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, построенных на основе системы зачетных единиц;
формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в непрерывном профессиональном образовании Российской Федерации.
Введение европейского Приложения к диплому
В пилотном проекте по внедрению европейского приложения к диплому участвуют Челябинский государственный университет и Тюменский государственный университет. Несколько семинаров и мастер-классов по заполнению европейского приложения к диплому были проведены специалистами Санкт-Петербургского технического университета совместно с другими вузами.
В 2004 г. Российским университетом дружбы народов в рамках научной программы исследуются вопросы введения в Российской Федерации европейского приложения к диплому.
Одним из элементов европейского приложения к диплому является описание системы образования государства. В настоящее время в России нет такого официально утвержденного документа.
Особой культуры потребует заполнение приложения к диплому на русском и иностранном языках.
В связи с этим проектом Плана предусмотрена подготовка перевода на английский язык дисциплин федеральных компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и их публикация; разработка методических указаний (инструкции) по заполнению приложения к диплому (Diploma Supplement).
Развитие системы обеспечения и контроля качества высшего профессионального образования
Одним из положений Болонской декларации является содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологии оценки.
За последнее десятилетие сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации. Это Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1 с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» (от 2 декабря 1999 г. № 1323) и «О лицензировании образовательной деятельности» (от 18 октября 2000 г. № 796).
Государственная аккредитация высшего учебного заведения законодательно введена в действие с 1992 года. Это механизм осуществления государством гарантии качества образования для всех граждан и установления государственного статуса: типа и вида образовательного учреждения.
Процедура государственного признания состоит из трех этапов:
лицензирование – оценка соответствия условий образовательной деятельности государственным требованиям к учебным аудиториям, оборудованию лабораторий, уровню преподавательских кадров, учебной литературе;
аттестация – оценка соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта;
аккредитация – установление (подтверждение на очередной срок) государственного аккредитационного статуса вуза по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня образовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать документы об образовании государственного образца.
Однако в свете гармонизации систем обеспечения контроля качества образования предлагается внести принципиальные изменения в законодательство: объединить процедуры аттестации и государственной аккредитации в одну – процедуру государственной аккредитации.
Предпосылкой для этого является то обстоятельство, что аттестация фактически – часть аккредитации. При государственной аккредитации устанавливается тип и вид образовательного учреждения. Тип образовательного учреждения устанавливается на основании соответствия содержания и уровня реализуемых образовательных программ требованиям соответствующего образовательного стандарта.
Кроме того, ст. 33 действующего закона «Об образовании» устанавливает, что свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования.
При этом процедура установления соответствия требованиям ГОСа должна носить общественно-профессиональный характер и проводиться представителями академической общественности, работодателями, потребителями образовательных услуг.
Сохранение 2-х процедур – лицензирования как разрешения и государственной аккредитации как подтверждения качества образования со стороны государства – соответствует правилам, принятым в большинстве европейских стран, и будет способствовать гармонизации российских оценочных процедур в рамках Болонского процесса.
Государственная аккредитация – гарантия устойчивости и стабильности деятельности образовательного учреждения. Существующая практика ее проведения свидетельствует о необходимости периодической корректировки показателей государственной аккредитации и их критериальных значений.
Например, начиная с сентября 2003 года, учитывая мировой опыт и требования Болонского процесса, были введены показатели, по которым оценивается работа образовательного учреждения со студентами: воспитательная деятельность, основанная на определении образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения, и научно-исследовательская работа студентов.
Назрела необходимость в корректировке показателей, относящихся к оценке научно-исследовательской работы вуза, влиянию ее результатов на образовательный процесс, что является особенно актуальным при оценке деятельности университетов.
Более широко осуществляется внедрение систем управления качеством на основе международных стандартов ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000:2000). С ноября 2004 года начата подготовка вузовских экспертов по программам управления качеством образования.
Информационные и методические функции по обеспечению процедур аккредитации возложены на Центр государственной аккредитации Минобразования России (приказ Госкомвуза России от 18 апреля 1995 г. № 570). Информационно-методический центр государственной аккредитации является членом международной сети агентств по гарантии качества высшего образования INQAAHE, а также сети аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы CEENET. В мае 2004 года Центр подал заявление о вступлении в Европейскую сеть агентств обеспечения качества ENQA, на которую возложена ответственность за реализацию положений Болонского процесса. Данный вопрос находится в стадии обсуждения.
В этой связи важным событием стало проведение Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с Информационно-методическим центром государственной аккредитации в сентябре 2004 года в г. Санкт-Петербурге Международной конференции «Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования».
Одним из основных вопросов конференции являлось обсуждение проблем взаимодействия аккредитационных агентств и органов гарантии качества европейских государств с целью создания единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса. В конференции приняли участие руководители агентств по гарантии качества высшего образования, эксперты в области оценки качества образования Великобритании, Германии, Казахстана, Латвии, Нидерландов, Польши, России, Финляндии, Франции, Эстонии.
В настоящее время в Российской Федерации создается система привлечения студентов к оценке образовательных программ. Студенты и студенческие организации представлены в ученых советах вузов, участвуют в оценке качества преподавания. Вводится практика опросов студентов по оценке организации учебного процесса в период самообследования и внешней оценки деятельности вузов.
Международные эксперты не входят в руководящие органы по оценке образования Российской Федерации. Однако с 2005 года планируется введение международных экспертов в экспертные группы для оценки деятельности вузов.
Результаты внешней оценки деятельности вузов используются федеральными органами исполнительной власти при проведении конкурса на размещение государственного задания на подготовку специалистов.
Основным преимуществом аккредитованного вуза Российской Федерации является его право выдавать выпускникам диплом государственного образца, который пользуется большим доверием у населения.
Процедура государственной аккредитации предусматривает предварительную (за 10 дней до заседания Аккредитационной коллегии) публикацию итогов оценки вуза. Сведения об аккредитованном вузе размещаются для широкой общественности в Интернете, заносятся в реестр и публикуемый справочник аккредитованных вузов.
Аспирантура в свете Болонского процесса
В 2003 г. на конференции министров в Берлине было принято коммюнике, в котором рекомендовалось рассматривать подготовку докторов наук как третью ступень высшего образования.
В России аспирантура является традиционной трехгодичной формой подготовки кандидатов наук в вузах и научных организациях. Модификация данной формы подготовки научных и научно-педагогических кадров пока не рассматривалась в свете Болонского процесса. Аспирантура формально фиксируется как послевузовское профессиональное образование. Последним законодательным актом, регулирующим подготовку кандидатов наук является Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ) и Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814).
Программа подготовки кандидата наук предусматривает обязательную программу теоретической подготовки, выполняемой аспирантом по индивидуальному плану. В содержание подготовки входят: иностранные языки (русский – для иностранцев), философия, специальные дисциплины. Обучение по каждой дисциплине завершается государственным экзаменом. Объем теоретической подготовки составляет примерно 20% общего объема программы. Остальная часть программы отводится на проведение самостоятельного научного исследования. В 2002 году были введены Временные требования к минимуму содержания и уровню подготовки кандидатов наук, выполняющие роль государственных образовательных стандартов аспирантуры.
К освоению программ подготовки кандидатов наук в соответствии с действующим законодательством в области образования допускаются обладатели дипломов «специалиста» и «магистра» Бакалавры также имеют право поступить в аспирантуру при условии сдачи вступительных экзаменов, сформированных на базе магистерских программ и программ подготовки дипломированных специалистов.
В связи с тем, что академическая общественность в ходе обсуждения статуса аспирантуры в свете Болонского процесса высказалась за сохранение ее как послевузовской подготовки научных и научно-педагогических кадров, а также докторантуры, то в настоящем проекте Плана не предусмотрены мероприятия по данному разделу.
Международное сотрудничество и обеспечение академической мобильности
Академическая мобильность в настоящее время характеризуется развитием, прежде всего, международной деятельности российской высшей школы в области подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг.
Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. В 2002 г. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации одобрили Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В целях ее реализации осуществлен комплекс мер по расширению приема зарубежных студентов в вузы Российской Федерации, в том числе на коммерческой основе, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ, развитию деятельности российско-национальных образовательных учреждений. В российских вузах в 2003/2004 учебном году обучалось около 25 тысяч иностранных граждан за счет федерального бюджета, в том числе 15,7 тысяч граждан из стран СНГ. В настоящее время в России обучаются свыше 80 тысяч иностранных граждан на компенсационной основе.
Популярностью в СНГ пользуются филиалы российских вузов как государственных, так и негосударственных.
Свыше 2 тысяч российских граждан (студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники) ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров Российской Федерации, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, включенное обучение, стажировка (в том числе языковая), научная работа, повышение квалификации.
В 2003 году подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также Республикой Молдова, Францией, Монголией о взаимном признании документов об образовании и учёных степенях.
В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества российской высшей школы можно выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах. Министерство в настоящее время сотрудничает и принимает участие в реализации более 70 проектов и программ.
Встречи и переговоры, проведенные с основными партнерами Министерства (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Европейская Комиссия, Британский Совет, Совет государств Балтийского моря, Форум АТЭС, национальные министерства Нидерландов, Франции, Австрии, Финляндии и др.) продемонстрировали поддержку с их стороны новых объективных подходов российской стороны к вопросам реализации международного сотрудничества.
Большую работу по вхождению в единое европейское образовательное пространство осуществляет Центр сравнительной образовательной политики и Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности.
В то время как в последние годы заметно активизируются международные обмены и возрастает международная мобильность российских студентов и преподавателей, внутри страны эти процессы не получили развития.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставил возможность студентам изучать отдельные дисциплины в других вузах. Инструкция о заполнении документов о высшем профессиональном образовании позволяет вписывать в приложение к диплому дополнительные изученные дисциплины, а также давать ссылку на вуз, в котором изучены дисциплины основной образовательной программы. Однако нормативными правовыми документами механизм возможности прохождения студентом части основной образовательной программы в другом вузе (кроме перевода из вуза в вуз) не определен.
В России только зарождаются процессы поступления бакалавров для продолжения образования в магистратуры других вузов. Это связано с объективными причинами: сложностью переездов, трудностями проживания в крупных городах и т.д..
Отсутствуют нормативные правовые документы, стимулирующие академическую мобильность профессорско-преподавательского состава.
Проект Плана мероприятий предусматривает формирование системы институциональных и индивидуальных грантов, направленных на повышение академической мобильности, как внутрироссийской, так и зарубежной. Причем система мер, направленная на привлечение европейских учащихся и преподавателей в российские университеты, имеет не меньшее значение, чем создание механизмов и условий для зарубежной мобильности российских студентов и преподавателей. Межуниверситетский обмен опытом и сотрудничество являются непременным условием для повышения квалификации педагогических и административных кадров, качества образования. Кроме того, полноценное развитие академической мобильности требует разработки прозрачной, понятной и комплексной нормативно-методической основы для перезачета периодов обучения в зарубежных университетах, которая позволит отказаться от повсеместно существующей практики, когда студент после семестрового или годового обучения в европейском университете должен сдавать зачеты и экзамены по всем предметам учебного плана своего университета за пропущенный период, таким образом, выполняя двойную нагрузку. Информационная и организационная поддержка мобильности должна быть обеспечена на национальном, региональном и университетском уровне, а также уровне округов.
В связи с вышеизложенным, структурным подразделениям Минобрнауки России, Рособрнадзору, Рособразованию совместно с федеральными органами исполнительной власти и высшими учебными заведениями предстоит в тесной взаимосвязи доработать представленный на обсуждение проект Плана мероприятий и после утверждения обеспечить его выполнение в целях полноценного участия Российской Федерации в процессе создания общеевропейского образовательного пространства.