В среду, 11 ноября, в Клубе абитуриентов ИФиЖ прошло второе онлайн-занятие. Его провёл доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Роман Игоревич Павленко. Темой видеовстречи стала «Журналистика».
Роман Игоревич предварил занятие рассказом о предстоящих встречах клуба и напомнил о задании – подготовить новостную заметку о том, как прошло заседание в этот раз. После этого он рассказал об истоках журналистики, о первых «газетах» в Древнем Риме, о рукописных книгах в Европе и России, о первых печатных станках и об их важности в истории не только журналистики, но и всего мира. Будущие студенты узнали о возникновении журналистики и пражурналистских явлениях. Выяснили, что журналистика, как способ передачи информации, возникла в связи с потребностями человека получать жизненно важную информацию. Так, в Риме «издавались» сводки новостей, первые «газеты», которые носили названия «Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani».
На занятии участники определили, что пражурналистстким мотивом можно считать образ греческого бога Гермеса. Его атрибуты – таларии и «окрылённый» посох, который обвивают две змеи, подчёркивают приближённость героя мифов и легенд к профессии журналист, ведь он был главным «поставщиком» новостей, посланником богов. Абитуриенты также узнали о происхождении слова «газета» (от народного названия венецианской монеты – «gazetta», за которую можно было купить лист с информацией о торговле, товарах и ценах в городе).
Старшеклассники узнали о том, как изменилась жизнь людей после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка, о первой газете «Relation», издаваемой Иоганном Каролусом, рукописных российских «Курантах» и первой печатной газете в нашей стране – «Ведомостях».
«Литература и журналистика в России долгое время находились в очень близких отношениях, и поэтому их связь достаточно сильно сказалась на традиции вдумчивого, основательного подхода к созданию публицистического текста», – подчеркнул Р.И. Павленко.
В завершение встречи преподаватель объяснил членам клуба правила создания новостных заметок. Он подчеркнул важность их отдельных составляющих и акцентировал внимание участников на особенностях построения заголовков. После этого абитуриенты задали интересующие вопросы лектору, в ходе которых выяснили отличительные черты подачи новостей, определили оптимальный объём для новостной заметки, узнали о современных писателях и актуальных литературных текстах.
Алиса Трунина, Елизавета Логинова, Мария Алёхина