Пронина Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия)
Пронина Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия)
Комментарии
Елена Евгеньевна, интересное, актуальное сообщение.
Спасибо, Влада Игоревна, за Ваше мнение.
Журналисты, работающие в институциональных СМИ, которые Вы критикуете, могут сказать, что не ставят себе целью нагнетать обстановку и запугивать население страшилками о короновирусе, а лишь помогают населению осознать реальную степень опасности, которую представляет этот вирус. И для этого используют различные способы воздействия на аудиторию, в том числе и те, о которых Вы пишите в своей статье. Как бы Вы прокомментировали такой аргумент.
Спасибо, Трабуко, за Ваше внимание к статье и интересный вопрос. Различие между запугиванием и конструктивным представлением информации, не столько в содержании информации, сколько в её подаче. Одну и ту же информацию можно представить, так, что она будет вызвать ужас и чувство беспомощности (что и составлят содержание психической травмы), а можно представить так, что информация будет способствовать внутренней мобилизации и готовности преодолевать трудности. Особенность тех травмогенных материалов, которые упоминались в статье в качестве негативного примера, состоит не в приводимых там фактах, а в их осмыслении и эмоциональной оценке. Если пройти по ссылкам, то можно увидеть, что фактов в этих статьях практически нет, но есть пугающие метафоры, "страшные слова", и риторические восклицания. Такая подача новостей ориентирована на возбуждение сильных, некотролируемых эмоций. Если в спокойной обстановке такая стратегия СМИ обеспечивала приток любителей сильных ощущений, то в условиях борьбы за выживание та же стратегия приводит к эмоциональному перенапряжению, блокированию работы сознания и расстройству волевой регуляции поведения. Подобная стратегия играет против тех СМИ, которые её использует, так как дискредитирует издание как манипулятивное.
Спасибо за статью! Какие СМИ наиболее безопасны для психики сейчас? Где лучше читать новости? Или лучше ограничить для себя такое чтение?
Большое спасибо, Евгения, за Ваш вопрос! Полагаю, что с так называемыми "большими" СМИ, известными медиабрендами сейчас действительно нужно быть осторожным. Возможно, стоит контролировать время контакта с ними. Информацию лучше всего осознанно искать через интернет, где представлено большое количество источников. А также пользоваться препочитаемыми контактами в социальных сетях, которые ранее уже заслужили ваше доверие. Приводимый в статье материал показывает, что именно социальные сети держат сегодня пример реальной медиатерапии, так как приоритетом здесь выступают интересы самой аудитории. Именно в социальных сетях можно увидеть сегодня все копинг-стратеги, которые известны психологии и убедительно демонстрируют самоорганизацию и дееспособность социума в борьбе с экстремальными обстоятельствами.
Мне представляется важным для печатных СМИ переключиться на психотерапевтический контент, снабдив свои издания интеллектуальными задачами, сложными раскрасками, юмористическими историями, полностью создав альтернативу нагнетания ужаса. Надо рассказывать о том, как человек переболевший восстанавливал свое здоровье. Может быть что-то наподобие журнала"Веселые картинки", "Мурзилка" для взрослых. Задания типа"найди 10 отличий в картинках" нравятся многим.Я думаю, выиграют те СМИ, которые привлекут практических психологов к своей работе.
Вам известно на данный момент о таких изданиях?
Большое спасибо, Вероника, за такой содержательный комментарий и ценные соображения. Абсолютно согласна с Вами, что СМИ могли бы использовать наработки психотерапии, разнообразить контент в том числе за счет включения тем, не связанных с пандемией, или тем, рассматривающих ситуацию в иных ракурсах. Людям необходимо переключаться и выходить из психологически напряженной ситуации, чтобы собраться с новыми силами для преодоления трудностей. Мы видим такие примеры пока в основном с социальных сетях. Но СМИ, стремящиеся сохранить и укрепить контакт с аудиторией, должны пересмотреть свою практику уже сейчас.
Очень интересная статья! Скажите, а какие изменения в психике людей вы видите в связи с всеобщей цифровизацией?
Я вот заметил расширение границ личности в сторону виртуального пространства. Люди свои странички в соцсетях уже воспринимают как часть своей себя, своей личности и очень эмоционально относятся ко всем изменениям - лайкам/дизлайкам, комментариям. Таким образом, часть психики выносится за пределами собственно человека, как отмечал также Илья Гарбер – в смартфоны, компьютер и т.д.
Здравствуйте, Константин! Спасибо за вопрос. Он имеет концептуальное значение. Изменений, конечно, много. И то, о чем Вы говорите, несомненно, имеет место. Смартфоны, компьтеры, очки виртуальной реальности, электронные браслеты и т.д. - все это служит дополнением или, как говорил Маклюин, "продолжением" природных свойств и функций человека, "расширением человека". В этом плане мы уже практически киборги. Но если говорить о главном, то, на мой взгляд, главное - это ощущение равной значимости (не в последнюю очередь за счет равных возможностей) индивида и социальных институтов, в том числе медиаинститутов. Сегодня каждый человек при желании может иметь личные СМИ - радио, видео-канал, издание. И получить аудиторию большую, чем была когда-либо у самых известных СМИ. Мнение одного человека может прозвучать громче и произвести большие изменения, чем любая мантра, повторяемая на все лады глобальными медиагигантами. И это уже не просто возможность, это реальность. Вспомним, как деятельность одного человека - Джулиана Ассанжа - потрясла мировой политический бомонд, вызвала обрушение феодальных режимов в ряде стран на Ближнем Востоке, способствовала смене политических сил у кормила власти одного из самых сильных государств мира - США. Вспомним, как другой человек - Эдвард Сноуден - не побоялся бросить вызов этому же государству, раскрыв миру беспрецедентные нарушения прав человека, тотальную слежку за миллионами людей по всему мира и несанкционированый сбор информации. Они были первыми, как самые продвинутые в сфере новых технологий. Но сколько людей сейчас овладевают этими технологиями, получают опыт работы в социальных сетях, учатся справляться с глобальными информационными процессами. Психика человека меняется - человек становится все более независимым и способным к самодетерминации.
Большое спасибо за ответ! Полностью с Вами согласен!
Можете ли Вы посоветовать хорошие академические труды по проблеме медиа- и интернет-психологии?
Заранее спасибо за ответ!
Здравствуйте, Константин!
Очень рада, что представленные в докладе положения нашли у Вас отклик. Что касается академических работ по медиапсихологии , то их уже довольно много, работа ведется в разных направлениях: медиаобразования, медатерапии, медианалитики. Чтобы сократить время ответа, осмелюсь обратить Ваше внимание на библиографию, которая приведена в моих работах. Эти работы можно посмотреть на портале Истина МГУ https://istina.msu.ru/profile/Elena.Pronina/
Большое спасибо!
Глубокоуважаемая, Елена Евгеньевна, хочется от всего сердца поблагодарить Вас, прежде всего, за то, что именно благодаря Вашим научным трудам и организационной работе, связанной с созданием научной секции «Медиапсихология» в рамках конференции «Журналистика. Профессия. Индустрия» в российской науке появилось новое направление психологической науке- МЕДИАПСИХОЛОГИЯ. Чтение Ваших содержательно глубоких и концептуально значимых работ у меня и моих студентов всегда вызывает неподдельный интерес и служит ориентиром для научной работы.
Елена Евгеньевна, как Вы полагаете, те компании, которые сейчас перешли и окончательно перейдут в формат дистанционной работы в дальнейшем им будет свойственно тиминговое взаимодействие. Согласно концепции тиминга Э. Эдмондсон — когда малознакомые люди эффективно сотрудничают, без образования традиционных команд и предварительного сыгрывания?
Большое спасибо, Мария Викторовна, за Ваш интерес и поддержку. Что касается тимингового взаимодействия, как этот явление описывается в литературе, то оно очень напоминает понятие "функциональный орган" А.А. Ухтомского в психофизиологии - временное подвижное объединение структур организма для выполнения какой-либо цели. Если это возможно в организме, то должно быть возможно и в социуме. Будет ли способствовать такому объединению дистанционный формат? - Полагаю, что да, поскольку еще больше людей узнали, что расстояний для дела не существует )
Тема интересная! Представлено содержательно, интерсно. Спасибо! ТВ
Добавить комментарий