31 мая 2019 года три школы Саратова - Физико-технический лицей №1, Лицей гуманитарных наук и Гимназия №1 Октябрьского района - получили статус базовой школы РАН. Всего в пилотный проект были включены 108 лучших учебных заведений страны, отобранных экспертами Российской Академии наук в 32-х регионах. В Саратовской области региональным куратором проекта был выбран Саратовский государственный университет.
Целью проекта является создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом. Ученики базовых школ РАН получат новые возможности осваивать современные методы научных исследований и работать в школьных научных сообществах под руководством известных ученых.
С инициативой создания в регионах базовых школ РАН к Президенту РФ В.В. Путину обратился Президент Российской академии наук А.М. Сергеев. Минпросвещения России всецело поддержало эту инициативу. Ежегодно России нужно примерно 10 тысяч тех, кто приходит в науку. Ожидается, что организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых.
Школы для проекта выбирала сама Академия с учетом следующих условий: по результатам существующего в России рейтинга в регионах, где имеются крупные научные институты и исследовательские университеты.
Базовая школ РАН – это школа, которая:
- — показывает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах;
- — использует ресурсы научных институтов РАН и других научно-практических площадок;
- — имеет традиционные связи с крупными университетами, научными центрами;
- — является муниципальной и в ходе реализации проекта осуществляет необходимые действия для передачи учредительства на региональный уровень;
- — обладает значительным кадровым потенциалом для формирования исследовательских умений обучающихся, развития у них основ научной деятельности;
- — имеет опыт организации профильного обучения (углубленного изучения отдельных предметов), сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.
Определено три ключевых направления деятельности базовых школ РАН:
1. Повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки.
Для обучающихся будут предложены:
— профильные учебные курсы и факультативы;
— курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности;
— индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых;
— научно-популярные и образовательные проекты и сетевые лектории, способствующие вовлечению школьников в научно-исследовательскую и творческую деятельность;
— интеллектуальные и творческие конкурсы и соревнования и другие формы.
2. Повышение профессиональной квалификации педагогических работников.
3. Укрепление материально-технической базы.
Предполагается, что организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых, а базовые школы РАН станут центрами дополнительного образования и внешкольной работы; будут сотрудничать с местными университетами и предприятиями; обеспечат возможность вовлечения школьников в собственные исследовательские проекты во взаимодействии с академическими центрами.
Запуск проекта стартует уже с нового 2019/2020 учебного года в пилотном режиме. Региональным координатором проекта в Саратовской области выступает Саратовский государственный университет как ведущий вуз региона, имеющий теснейшую кооперацию с академическими структурами. В рамках проекта базовых школ РАН Лицей сможет на качественно новом уровне использовать образовательные и научные ресурсы университета и РАНовских институтов, а кроме того реализует новые сетевые проекты с ведущими школами других регионов. В частности, уже заключено партнерское соглашение о сотрудничестве с Калининградской и Ярославской областями.
Презентация о проекте базовых школ РАН (вице-президент РАН А.Р. Хохлов)
Базовые школы РАН Саратовской области (региональный координатор проекта М.В. Ерохина)