Начинаем серию публикаций работ обладателей Гран-при Шестого конкурса для творчески одарённых старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «ВЛАСТЬ СЛОВА», который проводился Институтом филологии и журналистики СГУ.
Сегодня вашему вниманию представлена работа, получившая Гран-при в номинации «Филологический этюд». Её автор – Марина Царева, ученица 11 класса МБОУ «Музыкально-эстетический лицей имени Альфреда Гарриевича Шнитке», г. Энгельс.
ОТКЛИК О РАССКАЗЕ Е.Г. ВОДОЛАЗКИНА
«МОЯ БАБУШКА И КОРОЛЕВА ЕЛИЗАВЕТА (ЗАМЕТКИ К ЮБИЛЕЮ)»
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются
(«Мастер и Маргарита», М. Булгаков)
О роли личности в истории писал еще Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир», утверждая, что «человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». Эту мысль развивает в рассказе «Моя бабушка и королева Елизавета» современный писатель Евгений Водолазкин. Жизнь его бабушки, Наталии Михайловны Адамишиной, на фоне масштабных исторических событий становится не просто рассказом-биографией или портретным очерком. Она оказывается зарисовкой целой эпохи по методу «от частного к общему», возможно, даже очерком историческим.
Основным приемом рассказа становится антитеза: автор в самом начале задает тему противопоставления «образцовой», «общепринятой» бабушки королевы Елизаветы и «своей собственной бабушки», которая «в свой столетний юбилей заслуживает особого внимания». Автор ведет рассказ об одном времени, но от лица героев, которые находятся «по разные стороны баррикад»: «Они совместно творили историю, хотя и представляли разные ее фланги». Так, например, Первая мировая война становится для бабушки рассказчика личным воспоминанием, которое отпечаталось в ее памяти домашним трауром по Государю и уходом отца добровольцем в Белую армию. «Домашний», – именно такая характеристика подходит к восприятию исторических событий простыми людьми. Сами того не замечая, своим действием или бездействием они оказывают влияние на огромное колесо истории, начиная вращать его все быстрее и быстрее. Колесо это никому не подвластно, и даже его направление не определяется ничьим желанием.
В документальных отчетах всегда остаются события «особой важности», в которых простые люди предстают как «масса», а решения принимают избранные, особенные личности. Так, во всех учебниках по истории наверняка есть несколько страниц, посвященных тому, как «в 1920 году генерал П.Н. Врангель обращается к дедушке Елизаветы, Георгу V, с просьбой принять разгромленную Белую армию». Но никогда на этих же страницах нельзя будет найти рассказа о прадеде автора, где будет описана его дальнейшая судьба, его мысли и желания, его чувства, которые он испытывал в то время. Хотя именно судьбы простых людей, сплетаясь воедино, создают историю. Евгений Водолазкин отмечает такую закономерность, говоря об особенностях сочинений средневековых историков. «Аисторическое, по сути, повествование имеет… нравственное содержание: оно говорит о неизбежном торжестве справедливости», – пишет он. Такое же значение вкладывает автор в историю своей бабушки.
В ее образе виден дух народа того времени. Народа, которому пришлось немало пережить и перенести. Народа, у которого было так мало материала для красивых жестов, но так много поступков, прекрасных своей самоотверженностью, стойкостью, неколебимостью. «Есть ведь и другой ракурс», – действительно, есть! И он гораздо важнее и значимее, чем очередь к кранику с холодной водой, крысы и сосед алкоголик. Ведь в этом «другом ракурсе» бабушка рассказчика «в нарядном платье идет преподавать биологию в 44-ю киевскую школу». Что может быть сильнее, чем человеческое желание выполнять свой долг, быть полезным для общества? Неужели уроки биологии Наталии Михайловны Адамишиной можно считать менее важным следом в истории, чем, например, решение Елизаветы не топить камина в тяжелые годы войны? Автор подчеркивает, что его бабушка оказала влияние не на такое огромное количество людей. Но разве важен масштаб, если есть глубина? Бабушка «только двух человек» в своей жизни совершала действия, которые значили не меньше, чем все деяния Елизаветы, и в конце, как пишет автор, всем осталась довольна.
«С высокой точки зрения» Евгений Водолазкин оценивает жизненный путь своей бабушки как более значимый. Все свои поступки она совершала не ради видимости, а ради решения простых бытовых задач, в которых и состоит вся суть человеческой жизни. Не случайно автор иронизирует над «поступком» Елизаветы – приказом не зажигать камина: «На скорбном фоне А.А. Жданова, объедавшегося в блокадном Ленинграде ананасами, это, конечно, был поступок». Но не в этом заключаются настоящие поступки. Жизнь простого народа больше наполнена смыслом, тем «настоящим», где есть «нравственное содержание». Как и Платон Каратаев, бабушка рассказчика становится «олицетворением всего русского, доброго». Ее образ также напоминает главную героиню рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». «Праведная жизнь», пожалуй, стала бы лучшей характеристикой Наталии Михайловны, подошедшей ей даже больше, чем определение ее воззрений словом «терпение». Праведность не заключает в себе «страдальческого оттенка», выражая именно «слияние с бытием».
Историческая эпоха отражается не через правителя, а через людей, которые живут в это время, совершая определенные поступки. Именно из их поступков, взглядов, мировоззрения и складывается история. История, которую каждый волен видеть по-своему, вставляя в заготовленную раму свой сюжет. Именно «личная» часть какой-либо эпохи становится ее отражением для каждого из нас. Огромный пласт истории превращается в рассказ о человеке, который далек от власти, известности, почета. Человеке, отражающем время лучше любых дат, хроник и императоров.