Эта психологическая традиция стала известна в науке начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая психология» (или же, иначе, культурно-историческая теория в психологии). Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Объединил вокруг себя коллектив исследователей, известный как «круг Выготского».
Бывают самые разные книги, которые рассказывают об ученых. Всегда приятно, когда издание раскрывает не только ученого, но и человека, позволяет совершенно по другому взглянуть на устоявшуюся систему восприятия исследователя. Вдвойне приятно, когда известный тебе исследователь становится еще более близок и с точки зрения работ, и с точки зрения своих человеческих качеств. В не всяких сомнений именно они раскрываются в письмах и записных книжках, материалах не для всех открытых, а создающихся для себя. Наверное именно таким стало издание "Записные книжки Л. С. Выготского". В аннотации справедливо написано: "Первое комментированное издание записных книжек Л. С. Выготского - одно из немногих аутентичных изданий рукописей Выготского, основанное на тщательном изучении архивных документов. Заметки, собранные в книге, касаются всех периодов научной биографии ученого и содержат новые сведения о нем; они начинаются с самой ранней из найденных в архиве рукописей Выготского, посвященной книге Экклезиаста ("Трагикомедия исканий", 1912 г.) и заканчиваются его последней, предсмертной записью ("Pro domo sua", 1934 г.). Заметки выдающегося психолога раскрывают неизвестные стороны его личности, жизненные цели и интересы, а также те замыслы, которые он не успел реализовать. В книге обсуждается новая периодизация творчества Выготского, анализируются основные серии документов, их научная значимость и связь с историко-биографическим контекстом эпохи, в которой Выготскому довелось жить и работать.
Книга адресована психологам, философам, историкам науки, лингвистам и дефектологам". Так и хочется добавить: "И всем здравомыслящим людям интересующимся психологией в самом широком и самом научном ее смысле".
Издание имеет подзаголовок "Избранное", то есть имеется в архиве что-то еще, что возможно со временем дополнит и без того уникально сложившийся портрет ученого-гения психологической мысли. Интересно читать и о замыслах, оставшихся не реализованными, но в свете иных работ ученого, проявляющиеся более рельефно. Конечно каждый читает и выбирает ему интересные главы. Признаюсь и у меня появились таковые, например: "Фольклорные жанры", "У истоков культурно-исторической психологии", "Инструментальный подход", "Мышление и речь", "От знака к значению и смыслу", "К психологии шахматной игры".
Хочется сказать самые искренние слова благодарности за справочный аппарат издания, а именно ‑ за комментарии, список литературы и именной указатель.
Мне представляется, что эта книга не для быстрого чтения. По крайней мере мне ее пришлось читать и перечитывать не один раз. Но тем интереснее и становится понятнее человек создавший "Психологию искусства".
Для дополнения впечатления о книге - смотри ее презентацию (https://youtu.be/W4GWHblPpzY).