Skip to main content Skip to search

Документы

Положение о ЗНБ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Виртуальные выставки

28 февраля, 2023 - 10:15

Виртуальные выставки

Авторы:
Текст: 
Е. Д. Серова
Фото: 
Е. Д. Серова

Бертольт Брехт – немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».

Творчество Брехта – поэта и драматурга – всегда вызывало споры, как и его теория «эпического театра», и его политические взгляды. Тем не менее, уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар; его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками.

Теория «эпического театра», в послевоенные годы претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла принципиально новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века. Сутью теории стало объединение эпического повествования, которое, как правило, идёт от лица самого автора или одного из нейтральных персонажей, и действия. «Эпический театр» должен был увести публику от классического понимания сути театра, стерильности и чопорности. При этом приветствовалось общение со зрителем в процессе постановки. К сороковым годам Бертольт Брехт создал свой собственный театр, где смог в полной мере воплотить в реальность свои задумки и провести реформы. Всего через несколько лет его новейшие идеи были подхвачены всеми ведущими театрами во всём мире.

Ранняя драматургия Б. Брехта, несомненно, имеет точки соприкосновения с драматургией экспрессионистов. Однако эта связь скорее внешняя, а не внутренняя, и обнаруживается она в некоторой тождественности стилевых моментов (надрывность, одержимость, условность, калейдоскопичность и т. п.). Существенное же отличие между ними сводится к тому, что в ранней драматургии Брехта не находит отражения ни та энтузиастическая вера в человека, ни та поэтическая мечта о лучезарном будущем, которая превращала немецких экспрессионистов в прекраснодушных и вместе с тем в мятежных мечтателей. Брехт же был и всегда оставался человеком рационалистического склада мышления.

Приход в 1933 году к власти Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет Брехта покинуть страну, переехать в Австрию, а затем, после её оккупации, в Швецию и Финляндию. Нацисты официально в 1935 году лишили Брехта гражданства. Когда и Финляндия вступила в войну, семья писателя на шесть с половиной лет перебирается в США.

Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы: «Мамаша Кураж и её дети» (1938), «Страх и отчаянье в Третьей Империи» (1939), Жизнь Галилея» (1943), «Добрый человек из Сезуана» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944), в которых красной нитью проходила мысль о необходимости борьбы человека с устаревшим миропорядком. Помимо пьес, творческое наследие Брехта включает романы «Трёхгрошовый роман» (1934), «Дела господина Юлия Цезаря» (1949), довольно большое количество рассказов и стихов.

После окончания войны писателю пришлось покинуть США из-за возникшей угрозы преследования. В 1947 году Брехт уезжает жить в Швейцарию. Через год поселяется в Восточном Берлине. В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.

Значение творчества Бертольта Брехта для мировой культуры трудно переоценить. Лион Фейхтвангер сказал о великом писателе так: «Ныне живущие поколения предчувствуют его значение; лишь будущие поколения поймут его творчество в полном объёме».

За книгами, представленными на выставке, приглашаем в Зональную научную библиотеку имени В. А. Артисевич (ул. Университетская, д. 42).

Дополнительные материалы о биографии и творчестве Б. Брехта можно найти в электронных ресурсах ЗНБ СГУ.

Экспозиционер: Е. Д. Серова.

Виртуальная выставка>>>

Экспонируемая литература>>>