Для студентов, обучающихся в Институте химии, Институте истории и международных отношений, на факультете психолого-педагогического и специального образования, факультете иностранных языков и лингводидактики в рамках курса педагогики была предложена тема истории женского образования в России.
Женское образование в наше время также доступно и распространено, как и мужское. Девушки имеют возможность учиться в университетах, получать учёные степени и занимать государственные должности. А как обстояло дело с женским образованием в России с древних времён и до конца XIX – начала XX века?
1764 год считается официальной датой начала женского образования в России. Именно в это время Екатерина II задумала и воплотила в жизнь создание «Императорских воспитательных обществ благородных девиц» с целью «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Среднее всесословное образование девочки смогли получать с 1858 года в Мариинских женских училищах – гимназиях. Уже к началу XX века в России насчитывалось 873 женские гимназии и 92 прогимназии, в которых обучалось 16 тысяч девушек.
В Саратове 64 года просуществовал Мариинский институт благородных девиц, который дал миру 1200 образованных женщин. Ныне в здании института располагается школа № 95. Книга Н. И. Теодоровича «История Саратовского Мариинского института благородных девиц 1854-1916 г.», где на титульном листе имеется надпись «Саратовскимъ институткамъ посвящаю этотъ мой трудъ», – является достоверным источником о жизни мариинских воспитанниц. Это издание хранится в фонде ЗНБ СГУ, в оцифрованном виде с ним можно ознакомиться в Электронной библиотеке >>>.
Будущие учителя с большим интересом посмотрели презентации, подготовленные организатором гуманитарно-просветительской работы библиотеки С. В. Гавриловой. В них представлены сведения об истории «Мариинки», об учебных предметах, изучавшихся в институте, о режиме дня и времени отдыха, о преподавателях и классных дамах, о наградах за успехи и о будущем выпускниц.
Благодарим заведующего кафедрой методологии образования Е. А. Александрову, профессора кафедры истории и историографии Е. И. Демидову, доцентов кафедры английского языка и методики его преподавания С. А. Саковец, Т. М. Метласову, С. Е. Тупикову, А. А. Логинову за помощь в проведении встреч.