Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Документы

Правила внутреннего распорядка
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о разработке программы подготовки специалистов среднего звена и рабочей программы профессионального модуля СПО
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по программам СПО в СГУ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о практической подготовке обучающихся СГУ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о педагогическом совете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о методическом совете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о реализации программы профессионального обучения
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

«Чтобы начатое дело не угасло…, или Записки моряка-художника» – информационно-познавательный час в библиотеке КРЭ

28 марта, 2024 - 11:30

«Чтобы начатое дело не угасло…, или Записки моряка-художника» – информационно-познавательный час в библиотеке КРЭ

В библиотеке Колледжа радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова прошло мероприятие, посвящённое 200-летию основателя Радищевского музея,

русского художника Алексея Петровича Боголюбова.

 

28 марта 2024 года в библиотеке Колледжа радиоэлектроники прошёл информационно-познавательный час «Чтобы начатое дело не угасло…, или Записки моряка-художника», посвящённый человеку, внесшему неоценимый вклад в развитие культурной жизни Саратовской губернии – Алексею Петровичу Боголюбову. В этот день исполнилось 200 лет со дня его рождения. А. П. Боголюбов открыл в нашем городе первый общедоступный провинциальный художественный музей и назвал его в память своего знаменитого деда, писателя и революционера-демократа Александра Николаевича Радищева, родившегося в Саратове. Памятник ему стоит перед входом в музей. Поднимаясь на второй этаж, можно увидеть на стене музея памятную надпись, которая гласит, что музей был основан в 1885 году Алексеем Петровичем Боголюбовым в память своего деда Александра Николаевича Радищева. Также он открыл при музее Рисовальное училище, которое теперь называется Саратовское государственное художественное училище им. А. П. Боголюбова и находится на ул. Университетской.

Мероприятие посетили студенты групп 8301 (кл. рук. – Поликарпова С. В.) и 9262 (кл. рук. – Щетинина Н. А.). Библиограф КРЭ Юрина Вероника Алексеевна познакомила учащихся колледжа с некоторыми фактами из жизни и творчества Алексея Петровича Боголюбова. А. П. Боголюбов – русский живописец, пейзажист, маринист. Внук А. Радищева по матери, Боголюбов родился 16 (28) марта 1824 г. в селе Померанье Новгородской губернии в семье помещика, отставного полковника, участника Отечественной войны 1812 года, Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой. Боголюбов был уникальным человеком своего времени. Блестяще образованный, свободно говорящий на четырёх европейских языках, удивительно деятельный. Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из первых талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Боголюбова заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Чёрного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Пейзажи Боголюбова отличаются достоверностью изображения натуры.

Его более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, например, морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придаёт сильное поэтическое чувство. Он вместе с Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты являются его учениками.

Также присутствующие узнали об истории основания А. П. Боголюбовым в Саратове первого провинциального художественного музея, о том, какие картины известных мастеров составляют коллекцию музея. Активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, после трудных восьмилетних хлопот, 29 июня 1885 г. Боголюбов открывает в центре Саратова, на Театральной площади, первый в России провинциальный художественный музей (на 7 лет раньше передачи Москве Третьяковской галереи и на 13 лет раньше открытия Русского музея в Санкт-Петербурге), экспозицию которого составила собранная им в России и за границей большая коллекция подлинных художественных произведений многих известных русских и западноевропейских художников – итальянских, фламандских, французских, немецких (всего 219 произведений живописи и более 950 рисунков и акварелей), а также коллекция предметов прикладного искусства (коллекция фарфора). Эта коллекция и положила начало Радищевскому музею. 30 произведений музею подарил Эрмитаж и 27 – Академия художеств. Ряд картин принесён в дар музею русскими живописцами. В коллекции также более двух сотен полотен автора. Работам Боголюбова посвящён отдельный зал, а также там представлены некоторые из его личных вещей (государственные награды, именные часы, автограф его друга, известного писателя Ивана Сергеевича Тургенева, который тот оставил на подаренном Боголюбову томике его «Записок охотника», а также фотографии из семейного архива Боголюбова и многое другое). А. П. Боголюбову было присвоено звание почётного гражданина города Саратова. А в Москве, в бывшем оcобняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, ныне располагается Библиотека искусств, которой в 1996 году было присвоено имя А. П. Боголюбова.

По богатству своих коллекций музей, построенный на средства города по проекту петербургского зодчего И. В. Штрома, занял первое место среди периферийных музеев России и по праву называется Поволжским Эрмитажем. В его коллекции ценнейшие полотна русских художников В. А. Тропинина, О. А. Кипренского (портрет А. С. Пушкина), В. Д. Поленова, передвижников И. Н. Крамского, А. К. Саврасова («Грачи прилетели»), В. М. Васнецова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. И. Сурикова, а также полотна К. А. Коровина,  Н. К. Рериха, нашего земляка, саратовского художника В. Э. Борисова-Мусатова, хвалынского художника К. С. Петрова-Водкина («Купание красного коня») и многих других.

Среди полотен западноевропейских мастеров картины неизвестных итальянских художников XV века; прекрасная коллекция картин барбизонцев – французских мастеров реалистического пейзажа, картины «малых голландцев» (XVII в.), а также великолепные французские гобелены.

Большой интерес для музея и для его посетителей имеют фамильные портреты Радищевых. Среди них «Портрет А. П. (Афанасия) Радищева», деда А. Н. Радищева, работы неизвестного художника. Также в 1885 году в Радищевский музей от его основателя Боголюбова в числе прочих даров поступил «Портрет Н. П. Боголюбова» (брата А. П. Боголюбова) кисти И. Н. Крамского. Портрет был написан в Париже в 1876 г., куда после тяжёлой болезни Николай Петрович приехал с женой Екатериной Михайловной для свидания с братом Алексеем.

Почётное место в экспозиции музея занял один из уцелевших экземпляров первого прижизенного издания книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга  в Москву» (1790), подаренный его внуками. На титульном рукописном листе надпись: «Братья Боголюбовы приносят этот экземпляр книги сочинений Александра Николаевича Радищева музею его имени в Саратове. Просят управление музея хранить его как дорогую библиографическую редкость и не выдавать для чтения. 26 июля 1887 г. Николай Боголюбов, Алексей Боголюбов».

Музей был назван в честь знаменитого деда художника. На открытии музея брат основателя музея Николай Петрович  Боголюбов прочитал очерк о своём знаменитом и опальном деде. Благодаря стараниям и смелости братьев Боголюбовых имя Радищева ныне звучало открыто и свободно.

По началу Радищевский музей был открыт для посещения пять дней в неделю, а по воскресеньям вход был бесплатным. С первых же дней началось настоящее паломничество в музей. За шесть месяцев 1885 года его посетило свыше 60 тыс. чел.

Уже после смерти Боголюбова, 11 февраля 1897 г., при Радищевском музее усилиями его основателя открылось Боголюбовское рисовальное училище (ныне Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова) – одно из немногих в России. Открытие музея, а затем рисовального училища оказало благотворное влияние на развитие изобразительного искусства в Саратове. Вокруг них вскоре сложилась группа талантливых художников, получившая название «саратовской живописной школы». Созданные ими выдающиеся произведения живописи и скульптуры прославили русское искусство далеко за пределами Родины. Среди них выделяется имя очень своеобразного и поэтического художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, родившегося и прожившего бóльшую часть жизни в Саратове в небольшом деревянном флигеле (мастерской) на ул. Вольской, д. 33.

Мероприятие называется «Чтобы начатое дело не угасло…». И, действительно, начатое дело не угасло. Напротив, Радищевский музей живёт и процветает, его коллекции постоянно пополняются, в его стенах проходят различные выставки, награждения юных художников, его залы посещают тысячи и тысячи саратовцев и гостей нашего города. Он превратился в крупный центр художественной и культурной жизни Поволжья и принадлежит наряду с Эрмитажем и Третьяковской галереей к числу особо ценных объектов культурного наследия нашей страны. А Саратовское художественное училище им. А.  П. Боголюбова ежегодно выпускает сотни талантливых художников, скульпторов.

Рассказ ведущего сопровождался мультимедийной слайдовой презентацией «А. П. Боголюбов – художник-маринист».

Завершилось мероприятие обзором книжно-иллюстративной выставки «Моряк-художник», оформленной к 200-летию А. П. Боголюбова, а также выставки почтовой продукции «По залам Радищевского музея». На выставке были представлены книги и статьи из энциклопедий об А. П. Боголюбове и Саратовском художественном музее им. А. Н. Радищева, знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, а также почтовые открытки с репродукциями картин из Радищевского музея.

Экспонируемая литература: Ссылка