СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕХАНИЗМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Государственное задание Минобрнауки России в сфере научной деятельности, проект № FSRR-2020-0003
Над проектом работает мультидисциплинарный коллектив высококвалифицированных научных сотрудников, среди них 3 доктора и 4 кандидата наук.
Руководитель проекта
Краткая информация
Основная проблема, на решение которой направлена деятельность коллектива под руководством проф. Р.М.Шамионова, заключается в поиске механизмов, характеристик и социально-психологических, психологических и психофизиологических детерминант академической адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Академическая адаптация детей и взрослых с особыми образовательными потребностями всегда сопряжена с комплексом трудностей, носящих сочетанный характер. Поэтому комплексный анализ ее факторов, характеристик и механизмов позволит разработать психологические и педагогические средства их адаптации, в том числе с использованием нейроинтерфейсных устройств (интерфейсов мозг-компьютер), что в значительной степени будет способствовать их инклюзии в образовательное пространство школы.
Научная значимость решения проблемы заключается в разработке основ нового научного направления, раскрытии социально-психологических, психологических и психофизиологических факторов, определяющих уровень и качественные изменения, характеристик и ключевых механизмов академической адаптации обучающегося с особыми образовательными потребностями, что в совокупности можно квалифицировать как значимый вклад в теоретическую область психологии.
Объектом исследования является процесс академической адаптации обучающихся.
Цель исследования - изучение социально-психологических, психологических и психофизиологических факторов, характеристик и механизмов академической адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2020 год
Основные задачи этапа:
1) разработать методику оценки академической адаптации с использованием специальных критериев для студентов;
2) разработать программы для ЭВМ для создания правил проведения работы по исследованию внимания у детей младшего и среднего школьного возраста; для экспериментальных исследований активности головного мозга во время подачи звуковых стимулов; для проведения экспериментальных работ по изучению активности головного мозга во время предъявления различных визуальных стимулов;
3) выявить соотношение развития когнитивных функций (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.) и академической адаптации детей разного возраста и студентов;
4) изучить соотношение приверженности к различным формам социальной активности и академической адаптации обучающихся с наличием ОВЗ и условно здоровых;
5) провести ряд экспериментов по развитию методов объективного автоматического анализа нейрофизиологического отклика испытуемых в рамках когнитивных тестов и нейропсихологических экспериментальных работ.
Результаты. Разработана, валидизирована и стандартизирована новая диагностическая методика оценки компонентов (личностный (регулятивный), эмоционально-оценочный, познавательный, мотивационный, психофизиологический и коммуникативный) и интегрального показателя академической адаптации студентов; разработаны заявленные программы для ЭВМ; получены новые выверенные данные о сходстве и различиях компонентов академической адаптации у здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями различной нозологии, студентов с ограниченными возможностями здоровья; получены новые научно-теоретические знания о соотношении характеристик академической адаптации и субъективного психологического и эмоционального благополучия студентов с хроническими заболеваниями и условно здоровых; о соотношении характеристик академической адаптации и вовлеченности студентов с хроническими расстройствами здоровья в организованные и неорганизованные (стихийные) формы социальной активности, построены структурные модели, выявлены прямые и косвенные эффекты активности на адаптацию; изучено соотношение характеристик академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья; изучены возможности применения рекуррентного анализа для выделения индивидуальных особенностей по ЭЭГ головного мозга человека.
Задачи промежуточного этапа на 2020 г. выполнены в полном объеме.
Опубликовано 5 научных работ. Зарегистрированы 3 программы для ЭВМ.
2021 год
Основные задачи этапа:
1) изучить социально-психологические факторы и механизмы академической адаптации детей с различными нарушениями;
2) выявить характеристики академической адаптации обучающихся на разных уровнях образования в России, определить основные тренды теоретических обобщений проблемы академической адаптации с учетом фактора ограничения возможностей адаптации по здоровью;
3) изучить структуру компонентов академической адаптации обучающихся начальных классов с ОВЗ и условно здоровых;
4) изучить структуру характеристик школьного благополучия/неблагополучия подростков и их роль в вариациях школьной тревожности;
5) изучить роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями;
6) выявить предикторы академической адаптации детей с особыми образовательными потребностями;
7) разработка и апробация модификаций объективных методов автоматической оценки характеристик биомедицинского портрета ребенка в процессе короткой экспериментальной парадигмы с небольшим числом повторяющихся стимулов.
В результате реализации проекта в 2021 году получено новое теоретическое знание, внедрение которого позволит в значительной степени повысить эффективность академической адаптации лиц с особыми образовательными потребностями за счет использования полученных данных и их реализации в образовательном процессе, в том числе, диагностических, коррекционных мероприятий, и обеспечить им инклюзию в образовательное пространство образовательного учреждения на основе следующих позиций.
Показано, что основные исследования академической адаптации в России сосредоточены вокруг проблем определения ее критериев, возрастной специфики, факторов и условий успешной адаптации, разработки диагностического инструмента и др. Детерминанты академической адаптации различаются в зависимости от уровня образования. В условиях дошкольного образования ими выступают игровая деятельность и опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, психосоматическое развитие; в условиях начального – коммуникативные навыки, учебная мотивация, взаимодействие с педагогом; среднего – соответствие организации образовательного процесса особенностям и возможностям обучающихся, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, специального профессионального - психофизиологические особенности обучающихся, личностные факторы (академическая мотивация, рефлексия), интерперсональные факторы.
Анализ академической адаптации как многокомпонентного явления позволит выработать средства ее оптимизации, создать условия успешности для ребенка и взрослого в системе образования. В условиях современного образования важное значение приобретают исследования академической адаптации обучающихся в инклюзивной образовательной среде, разработка концепции академической адаптации как процесса последовательной смены ее оснований, факторов и механизмов на разных образовательных ступенях.
В 2021 году проведены основные теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования академической адаптации детей с особыми образовательными потребностями и детей, обучающихся в школах с инклюзивными технологиями и общеобразовательных школах.
Анализ компонентов академической адаптации младших школьников, предпринятый коллективом на основе авторских анкет и шкал для родителей и детей, позволяющих оценить мотивационные, эмоциональные, когнитивные, коммуникативные, личностные (регулятивные), психофизиологические компоненты академической адаптации позволи получить новые научные данные о взаимосвязи мотивационного компонента академической адаптации (с когнитивным r= 0,245, при р<0,05), когнитивного (с внутренней учебной мотивацией r= 0,529, при р<0,01), личностного (с когнитивным r= 0,375, при р<0,01). Установлено, что наиболее вариативной характеристикой академической адаптации младших школьников является произвольность психических процессов (σ = 0,9).
В результате факторного анализа выделены 7 факторов академической адаптации: «Постоянство самооценки как хорошего ученика», «Ориентация на самостоятельность в учебе и общение со сверстниками», «Психофизиологическое неблагополучие», «Избегание школьных неприятностей на основе эмоциональной саморегуляции и продумывания действий в школе», «Стремление улучшить нормативное поведение в школе», «Социальная успешность в школе», «Общее эмоциональное благополучие в школе». Показано также, что в представлениях родителей психическое напряжение обучающихся является положительным фактором академической адаптации их детей, в то время как сами обучающиеся испытывают негативное влияние этого фактора на успешность их адаптации.
Изучение особенностей академической адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья показало, что наименее выраженным компонентом является когнитивный компонент академической адаптации у лиц с ограниченными возможностями. В ходе исследования выявлено, что основные показатели адаптации у всех школьников сходны, что свидетельствует о единой адаптивной реакции на школьные условия. Различия связаны с социальным успехом/неуспехом, т. е. у учащихся с ОВЗ проявляются признаки отсутствия социальной успешности.
Результаты экспериментального исследования позволили создать научную основу для разработки технологии психолого-педагогического сопровождения академической адаптации учащихся младшего школьного возраста, способствующую успешному включению ребенка в образовательную среду.
Трудности в академической адаптации младших подростков, индикаторами которой является школьная тревожность и характеристики академического благополучия, часто приводят к резкому снижению успеваемости, поведенческим проблемам и ухудшению здоровья обучающихся. Изучение структуры характеристик школьного благополучия/неблагополучия подростков и их роли в вариациях школьной тревожности, определяющих в целом академическую адаптацию, позволили установить высокий уровень напряженности подростков в области саморегуляции эмоций, неприятных физических ощущений в школе, до и после посещения школы, планирования учебного дня и рефлексии учебной деятельности. В результате факторного анализа выделены четыре фактора, характеризующие разные стороны школьного благополучия подростков (стремление к знаниям и самоорганизации, следующие факторы - самостоятельность и личностная зрелость; физическое самочувствие, саморегуляция и социальная адаптация; самоуважение и стремление к развитию). Установлено, что от 16% до 53% дисперсии переменных, характеризующих школьной тревожности обусловлены оценкой переменных, характеризующих эмоциональные состояния, способность к саморегуляции, познавательные возможности и интерес к учебе.
Изучение личностных и поведенческих факторов академической адаптации студентов с хроническими заболеваниями необходимо для разработки стратегии их социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения в университете. С целью изучения роли характеристик личности и социальной активности в академической адаптации условно здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями проведено эмпирическое исследование. Установлено, что студенты с хроническими заболеваниями характеризуются более слабой выраженностью экстраверсии и более сильной эмоциональной неустойчивостью. Взаимосвязь компонентов академической адаптации и свойств личности привязанность–обособленность, самоконтроль–импульсивность, эмоциональная устойчивость–неустойчивость является универсальной вне зависимости от состояния здоровья. Социально-политическая и интернет-поисковая активности связаны с адаптацией студентов с хроническими заболеваниями. Эмоциональная устойчивость–неустойчивость является модератором направленной связи возраста и хронических заболеваний с академической адаптацией, ослабляя прямую причинную связь. Полученные данные позволяют наметить пути социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения студентов с хроническими заболеваниями в университете.
Проведены экспериментальные работы и накоплены данные нейрофизиологического мониторинга биомедицинских сигналов, когнитивных и психологических портретов участников экспериментов. Разработаны методы автоматической детекции индивидуальных характеристик нейропсихлогического состояния испытуемых на основе математического анализа комплексов биомедицинской информации, регистрируемой у ребенка.
Особое внимание уделялось сложности регистрации у детей школьного возраста длительных экспериментальных данных, что связано как с возрастными особенностями, так и с нарушениями адаптационных процессов у детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время разрабатывается и проходит первичную адаптацию на практически здоровых детях (основная группа здоровья) диагностическая система с возможностью контроля нейропсихологических параметров внимания и эмоционального статуса ребенка. В техническую основу функционирования данной системы положены разработанные в течение отчетного периода методы.
Объективизация и достоверность полученных результатов анализа обеспечивается методами математико-статистической обработки данных (метод полярных групп, первичные описательные статистики, определение значимости различий, корреляционный и факторный анализы и др.), методы математического моделирования. При обработке данных использовать пакеты статистических программ SPSS и AMOS.
В результате деятельности группы в 2021 году опубликовано 10 статей в журналах, индексируемых международными системами WoS, Scopus. Коллектив принял участие в работе 4 Международных конференций, получено 6 справок РИД.