Skip to main content Skip to search

Состоялось первое в 2016 году заседание междисциплинарного семинара« Культура и психология»

22 февраля, 2016 - 12:15

Состоялось первое в 2016 году заседание междисциплинарного семинара« Культура и психология»

 

18 февраля 2016 года состоялось первое в 2016 году заседание междисциплинарного семинара « Культура и психология» ( соруководители –зав.кафедрой культурологии философского факультета, д.филос.н. Е.В. Листвина и декан факультета психологии, зав.кафедрой общей и социальной психологии , д.псх.н. Л.Н. Аксеновская).

Заседание было посвящено обсуждению работы итальянского философа Дж. Агамбена «HomoSacer: суверенная власть и голая жизнь».

С анализом основных концептов и идей работы Агабена выступила Л.Н. Аксеновская. Агамбен оперирует понятиями «жизнь», « суверенная власть», «homo sacer “, “vita sacer”, биополитика, танатополитика, “голая жизнь”.

“ Голой жизнью” итальянский философ называет состояние человека в период утраты им юрисдикции как члена гражданского сообщества и члена религиозного сообщества. Такое состояние исторически является состоянием “исключенности” человека из социума (отверженности). Он никому не принадлежит, за него никто не несет ответственности, его никто не обязан защищать( и даже не имеет права на это). Убийство такого человека ( его называют “homo sacer”) не влечет за собой последствий. “Голая жизнь”- это жизнь биологического существа, лишенного прав гражданина и человека.

Дж. Агамбен прослеживает истоическую тенденцию власти реализовывать свой суверинетет путем производства “голой жизни”- вытестения групп людей, выбранных по какому-либо признаку, в сферу “голой жизни”. Ярким примером тому, по мнению Дж. Агамбена, является биополитика ( термин М.Фуко) Гитлера, а символом “голой жизни”- фашистский концлагерь.

Л.Н. Аксеновская обозначила возможное существование новой важной социально-психологической и культурно-психологической проблемы, связанной с феноменом “голой жизни”. Положение мигрантов, покинувших одну реальность и не сумевших укорениться в другой реальности, положение людей, лишившихся документов и жилья, положение беспризорных детей и некоторых других категорий людей заставляет задаться вопросом о том, не является ли происходящее с ними движением в область “голой жизни”, где никто не несет ответственность за их смерть и за их жизнь.

Обсуждение темы продолжила профессор Е.В. Листвина, которая в своем докладе «Прекариат: социокультурный анализ» проанализировала новое социальное явление – прекариат как одно из последствий неолиберального капитализма. Данное понятие ввел английский социолог Г. Стэндинг (от англ. precarious и лат. precarium — сомнительный, опасный, рискованный, негарантированный, нестабильный, стоящий на песке). По мнению ученых, прекариат еще находится в стадии формирования, но уже обращает на себя внимание гуманитариев. Ему присущи три характерные особенности: отсутствие гарантий занятости; отсутствие гарантий пенсий, пособий по безработице, медицинской страховки; сужение, а часто отсутствие гражданских, политических и экономических прав.

Все это явилось результатом глобализационных процессов, когда в развитых странах Европы менялись формы общественных и производственных отношений и когда в конкуренцию с работниками развитых стран вступили работники стран третьего мира. В настоящее время увеличивающийся количественно и заявляющий о себе прекариат требует пристального социально-философского, культурологического, социологического внимания.

Дискуссия, состоявшаяся по результатам сделанных докладов, показала, что существует широкий спектр культурно-социальных и социально-психологических явлений, которые нуждаются в осмыслении и исследовании. Возможным продолжением разговора на предложенную тему станет Всероссийская научно-практическая конференция «Современная формула заботы: консолидация идей и ресурсов», которую проводят факультет психологии и социологический факультет 26 февраля 2016 года в 11.00 в 14 корпусе.