В Институте филологии и журналистики 2 ноября прошла Региональная научно-методическая конференция «Проблемы современного школьного филологического образования». Организатор конференции – кафедра русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарно-экономический лицей».
В работе конференции приняли участие преподаватели СГУ, школьные учителя и студенты старших курсов.
В пленарных докладах преподавателей кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ ГЭЛ О.И. Дмитриевой (в соавторстве с Д.Г. Орловой) и Л.В. Зиминой анализировались разные аспекты выстраивания методической стратегии учителя-словесника в языковой и культурной реальности нашего времени. Доклад Н.А. Муковозова, директора Дворца творчества детей и молодежи, ассистента кафедры русской филологии и медиаобразования «Преодоление школьной неуспешности в рамках дополнительных общеразвивающих программ и внеурочной деятельности» обозначил возможности и место дополнительного образования в модели современной школы. О разных формах работы с одаренными и мотивированными детьми говорили в совместном выступлении «Опыт организации профильных смен для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку: размышления руководителя и впечатления участника» ст. преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования М. И. Кабанова и учащийся 10 класса МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска Саратовской области» В. Петухов. Влад Петухов был участником смен в «Галактике», в летнем лагере «Созвездие», поэтому его впечатления помогают не только почувствовать обратную связь, но и определить некоторые перспективы дальнейшей работы с одаренными детьми, проводимой в СГУ.
В секции «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в современной школе в условиях реализации ФГОС» руководителем которой выступила доцент С. А. Семеновская, обсуждались доклады, посвященные как отдельным актуальным методическим приемам, применяемым в школьной практике, так и вопросам итоговой аттестации школьников.
Профессор кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ» Г. М. Алтынбаева рассказала о работе методического семинара «От школьного сочинения-рассуждения к итоговому сочинению и к ЕГЭ по литературе: о подготовке выпускника к итоговой аттестации в форме сочинения», который в этом учебном году в рамках программы «Приоритет 2023» прошел уже во второй раз. Она отметила типичные ошибки, допускаемые школьниками в текстах сочинений, и анонсировала выпуск электронного учебного пособия, содержащего методические рекомендации по их преодолению. В ходе обсуждения доклада был поднят актуальный вопрос о грамотном сочетании творчества со следованием шаблону в школьном сочинении.
Р. А. Хайруллин, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия-школа с. Ивантеевка Саратовской области», продемонстрировал интересные диктанты, которые активно применяет на уроках русского языка и которыми делится в своем сообществе «Филологический поезд» (ВКонтакте). Творческие разработки педагога вызвали в учительской аудитории живой интерес.
В заключительном докладе секции учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 3 им. А.С. Пушкина» г. Саратова С. А. Григорь рассказала о своем опыте применения контекстных задач по развитию речи на уроках русского языка, подчеркнув, что такого рода работа помогает ей не только сблизить изучение русского языка с практическими интересами школьников, но улучшить психологический климат в классе.
Не менее творческим и активным было взаимодействие участников второй секции методической конференции «Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности учителя-словесника в современной школе в условиях реализации ФГОС». Эмоциональным и ярким, с описанием и демонстрацией примеров, было совместное выступление учителя-словесника и одиннадцатиклассницы из МОУ «СОШ № 71 г. Саратова» Н. В. Захаровой и А. Ковылевой. Они убедительно показали результативность творчески организованной и системно выстроенной внеклассной работы учителя литературы со школьниками. Речь шла и о подготовке театрализованных постановок, и о литературных «квартирниках», и тематических поэтических вечерах, и об участии в конкурсах чтецов со школьного до всероссийского уровня. Александра продемонстрировала, полученные навыки, исполняя поэтические тексты.
Доценту А. В. Раевой удалось всех присутствующих на конференции отправить в виртуальное путешествие по литературным местам Саратова, погрузив в ситуацию участия в литературно-краеведческом квесте. Имена А. Радищева, Н. Чернышевского, Н. Гоголя, В. Маяковского и М. Булгакова начинали неожиданно по-новому звучать, рифмуясь с улицами, домами, памятниками и проспектами родного города
О месте Н.Г. Чернышевского в литературном краеведении Саратова со знанием дела рассказала к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «ГЭЛ» Э. Б. Терещенко. Она привела любопытные примеры из биографии нашего великого земляка, которые не смогут оставить равнодушными подростков, сделают теплее и ближе восприятие ими Чернышевского-человека. В методической копилке участников конференции этот материал наверняка будет востребован.
Очень содержательным, насыщенным убедительными примерами из собственной учительской практики было выступление учителя русского языка и литературы ГАОУ СО «Лицей-интернат 64» г. Саратова В. Ю. Чепелевой, размышлявшей о том, как могут соотноситься уроки литературы и театр. Выразительность идеи докладчицы была заявлена уже в уточнении заглавия сообщения: «Познание через любовь к прекрасному». Именно этот путь литературного образования школьников, напрямую связанного с миром театрального искусства, избрала в своей деятельности учитель. Она поделилась опытом приобщения школьников к обсуждению в ТЮЗе предлагаемых к постановке сценариев, подготовки к просмотру спектаклей под заданным углом зрения (анализа роли светового решения спектакля, специфики движения на сцене и т.п.). Полезным оказывается и обучение восприятию своеобразия постановок в кукольном театре, где и для детей среднего и старшего школьного возраста есть много привлекательных спектаклей, осмысление которых может продолжиться на уроках литературы.
В работе конференции активное участие приняли учителя-словесники Н.В. Шевцова, Л.А. Кулешова, Е.В. Реутова (Гуманитарно-экономический лицей), О.А. Обозная (Гимназия № 1), Т.А. Видишева (Гимназия № 5), В.В. Шинкаренко (Православная гимназия). Они выразили удовлетворение результатами конференции, отметили актуальность и практическую значимость докладов. Самый юный участник встречи десятиклассник В. Петухов так передал свое впечатление: «Это было не первое мое выступление, но все же одно из самых волнительных. Приглашения на конференции различного уровня – для меня большая честь, поэтому хотелось бы, чтобы этот опыт стал далеко не последним и с каждым разом мои выступления становились лучше».
Познакомиться с программой конференции можно по ссылке.
По материалам кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ»