Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

На круглом столе «Моя профессия – учитель» обсудили педагогические практики

20 октября, 2023 - 17:45

На круглом столе «Моя профессия – учитель» обсудили педагогические практики

Авторы:
Текст: 
Даниил Пронин
Фото: 
Дмитрий Ковшов

В четверг, 19 октября, в Саратовском университете прошёл круглый стол «Моя профессия – учитель». В 208 аудитории Института филологии и журналистики собрались студенты и преподаватели различных учебных подразделений СГУ, учителя школ и организаций дополнительного образования, руководители педагогических практик.

Студенты педагогических направлений подготовки делились своими впечатлениями от первого знакомства с профессией на практике, а преподаватели рассказали о дополнительных возможностях. Участники встречи обозначили эффективные формы и методы проведения практик.

Инициатором межфакультетского мероприятия в рамках стратпроекта «Учитель в образовательной парадигме» программы развития «Приоритет 2030» выступила куратор стратегического проекта, руководитель приоритетных проектов и программ, профессор кафедры общего литературоведения и журналистики Е.Г. Елина.

На собрании присутствовали директор ИФиЖ Л.С. Борисова, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Т.Г. Фирсова, декан факультета иностранных языков и лингводидактики С.А. Шилова, заместитель декана философского факультета И.В. Кутырева.

Модераторами встречи стали заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе Гуманитарно-экономического лицея О.И. Дмитриева и заместитель директора ИФиЖ по воспитательной работе и связям с общественностью, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Р.И. Павленко.

О.И. Дмитриева отметила, что в аудитории собрались единомышленники, которые заняты общим делом – подготовкой будущих педагогов: «В Год педагога и наставника наш разговор будет связан со школой: шаг в профессию вы делаете уже на втором курсе, когда вы приходите на первую практику в школе и "примеряете" на себя роль классного руководителя – одну из самых сложных для учителя. Практика продолжается на 3 курсе, а затем начинаются летние вожатские пробы. Уже на 4 курсе вы почувствуете себя полноценными учителями, будете принимать участие в конкурсе педагогического мастерства "Шаг в профессию"».

В первом блоке дискуссии студенты-педагоги рассказали, как на 2 курсе во время организационно-педагогической практики осознали себя учителями в школе.

Первыми выступили студенты факультета иностранных языков и лингводидактики Артемий Егерев и Кристина Иванова, которые в прошлом семестре работали в Лицее-интернате 64. В своей сценке-диалоге они показали, как важна роль наставника, который знает, как сплотить коллектив, помочь стать организатором и участником творческих мероприятий, преодолеть барьер профессиональной самоидентификации. По видеосвязи к собравшимся обратилась заместитель директора по воспитательной работе Лицея-интерната 64 Н.А. Котюкова, которая заверила, что прошедшие практику студенты готовы к профессии.

Своими воспоминаниями и размышлениями о практике поделились ответственный за практическую подготовку на философском факультете, ассистент кафедры философии и методологии науки Я.Д. Гущин и студентка Ксения Брыкалина. Они рассказали о преимуществах прохождения практики в Покровской гимназии и частных классических школах. По словам Я.Д. Гущина, важным является грамотно составленное расписание. Ценным для Ксении оказалось ощущение востребованности во время работы в школе, знакомство с необходимыми навыками для учительской профессии.

Студентки Института истории и международных отношений Дарья Демагина и Ульяна Шабалина говорили о навыках классного руководства, делились впечатлениями от общения с классом, выстраивании доверительных отношений с учениками. Остановились выступающие и на проблемных точках: трудностях совмещения организационно-педагогической практики и учебного расписания семестра, стремлении расширить перечень посещаемых уроков, потребности в большей самостоятельности.

Дарья и Ульяна предложили разделять практику на тематические блоки, а мини-группы практикантов – прикреплять к классному руководителю. Для наблюдения за развитием класса в течение года студенты должны посещать не только уроки, но и внеклассные мероприятия, родительские собрания. Молодые педагоги считают, что за время практики нужно понять возрастную психологию учеников: каждый должен увидеть, как проводится урок от 1 до 11 класса.

О том, как учителю-предметнику связать работу в школе с научно-методическими интересами, рассуждала студентка Института филологии и журналистики Александра Ляшкова. Она поделилась опытом применения игровых технологий на организационно-педагогической практике в Гимназиях №1 и №5, Гуманитарно-экономическом лицее. Во время практики студентка провела занятие по русскому языку в формате «Своя игра» по лексике, апробировала внеурочное занятие по синтаксису. Игровое занятие в ГЭЛ нашло поддержку у учителя русского языка и литературы лицея Г.Л. Муравьёвой.

Университетские кураторы сопровождали студентов на всех этапах первого опыта погружения в профессию. Слов благодарности удостоились старший преподаватель кафедры английского языка и методики его преподавания Н.В. Тернова, ассистент кафедры философии и методологии науки Я.Д. Гущин, доцент кафедры отечественной истории и историографии А.В. Лучников и заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе Гуманитарно-экономического лицея О.И. Дмитриева.

Во втором блоке встречи педагоги говорили о возможностях, которые появляются у студентов в разных учреждениях и организациях, где проходит  практика.

Директор Дворца творчества детей и молодёжи имени Олега Табакова, ассистент кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ ГЭЛ Н.А. Муковозов привёл пример вовлечения студентов в воспитательную работу организаций дополнительного образования.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лицея №15 М.В. Сергеева рассказала, как практиканты могут раскрыть свой творческий потенциал. Например, студентам-историкам предлагается не только вести профильные уроки, но и участвовать в работе школьных кружков и музеев.

О длительном успешном сотрудничестве СГУ и Гимназии №1 говорила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.С. Еськина. Елена Станиславовна подчеркнула, что в её школу приходят студенты разных факультетов и институтов и успешно знакомятся с профессией. Особенность прохождения практики заключается в тесной работе с наставниками, которые настраивают будущих учителей самостоятельно проводить классные часы и внеурочные мероприятия.

Ценность классного руководства для педагогов отметил учитель русского языка и литературы в Гимназии-школе села Ивантеевка Саратовской области Р.А. Хайруллин. Ренат Альбертович поделился опытом посещения Всероссийского форума классных руководителей, рассказал об участии в программе «Земский учитель».

Педагог дополнительного образования Гуманитарно-экономического лицея, член Союза журналистов России Н.В. Дегтярёва презентовала книгу «ВШколу.ру», признанную лучшим произведением о будущей профессии на литературно-художественном конкурсе «Время писать книги – 2023». Коллективная работа была подготовлена студентами направления «Педагогическое образование», выпускниками и преподавателями Института филологии и журналистики. В тексте авторы рассказывают, почему они решили стать учителями русского языка и литературы, студенты-филологи рассуждают о своём педагогическом будущем.

Наталия Валентиновна подробно остановилась на возможности участия учителей в проекте «Всероссийская школьная летопись». Инициатива позволяет классу написать и издать собственную книгу.

В завершение круглого стола директора и деканы учебных подразделений СГУ Л.С. Борисова, С.А. Шилова, Т.Г. Фирсова и заместитель декана философского факультета И.В. Кутырева отметили перспективность формата проведения межфакультетских встреч, подчеркнули важность передачи опыта между студентами и рассказали о своих впечатлениях от выступлений практикантов и педагогов.

О.И. Дмитриева выразила уверенность, что Год педагога и наставника помог студентам осознать, какую замечательную профессию они выбрали. Завершая встречу, Ольга Ивановна процитировала строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле!».