7 и 8 августа в СОЛ «Чардым» проходила работа IV-й летней психологической школы по ордерным исследованиям (научный руководитель – доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и социальной психологии факультета психологии Л.Н. Аксеновская).
Открывая работу Школы, Л.Н. Аксеновская отметила, что ордерные исследования социально-психологических проблем развиваются. На основе ордерного подхода защищены 2 кандидатских диссертации по специальности «социальная психология» в ЮФУ и МГОУ, около 20 магистерских диссертаций и большое количество дипломных работ, выполненных на факультете психологии СГУ. Важной новой тенденцией в развитии ордерных исследований является активизация междисциплинарного сотрудничества. Так, гостями школы ранее были ученые физического факультета СГУ – профессор В.С. Анищенко и профессор О.Е. Глухова, а в этом году гостьей Школы стала сотрудница Института рисков СГУ кандидат экономических наук, PhD Н.П. Гришина. С научными группами О.Е. Глуховой и Н.П. Гришиной факультет психологии ведет ежемесячные методологические семинары.
Н.П. Гришина сделала для участников школы две презентации: «Основные идеи междисциплинарного исследования поведенческих финансов» и «Защита диссертационного исследования в Великобритании». Нина Павловна подробно ответила на все вопросы молодых исследователей-психологов.
В рабочей части программы Школы было представлено 6 докладов молодых ученых по результатам выполненных исследований.
Аспирант факультета психологии Е. Князев сделал презентацию на тему «Этическая концепция субордера: понятие и глубинный механизм», соискатель А. Светличный представил результат своего исследования на тему «Создание методики подбора персонала: ассессмент-центр, компетенции и ценности компании». Магистранты программы «Организационная психология» К. Левина и К. Нестерова рассказали о своих новых идеях в области изучения связи религиозных ценностей и достижений в сфере предпринимательства (К. Левина) и возможностях использования ордерного подхода для изучения психолого-политических проблем (К. Нестерова). Выпускник бакалавриата Д. Ананьев рассказал об эмпирическом исследовании влияния организационной культуры на принятие решений менеджером организации. Студент бакалавриата Ю. Стрельчук представил свое исследование лидерства в учебных группах.
Руководитель школы Л.Н. Аксеновская сделала доклад о возможностях изучения феномена духовного лидерства в методологии ордерного подхода и ответила на вопросы участников Школы.
Подводя итоги работы IV-й Летней школы по ордерным исследованиям, Людмила Николаевна отметила, что уровень исследований молодых ученых становится выше, их интересы приобретают все большую междисциплинарную направленность, а выбор тем исследования становится разнообразнее. В следующем году Летняя психологическая школа по ордерным исследованиям отметит свой первый 5-летний юбилей и есть все основания считать, что к этому событию молодые психологи придут с новыми интересными научными результатами.
Отзывы участников Школы:
Ксения Нестерова, магистрант факультета психологии: «Для меня IV летняя школа по ордерным исследованиям стала первым опытом участия в научном мероприятии такого формата, который принес мне массу положительных впечатлений и полезных знаний. С одной стороны, может показаться, что такое непрерывное и интенсивное погружение в науку в течение нескольких дней является достаточно утомительным процессом, но неформальная и теплая атмосфера, царящая в Чардыме, способствует плодотворной научной работе в рамках летней школы. Мне особенно запомнилась лекция гостя летней школы Н.П. Гришиной о проблеме поведенческих рисков в финансах, которая продемонстрировала то, что наибольший интерес сейчас уделяется проблемам, находящим на стыке нескольких областей знаний. Также Нина Павловна поделилась собственным опытом получения степени доктора философии (PhD) в Великобритании и рассказала об основных преимуществах и недостатках обучения и жизни в чужой стране. Полезным стало то, что в рамках школы нам удалось поделиться друг с другом своими научными исследованиями, обсудить дальнейшие перспективы развития нашей научной деятельности, и получить советы как от научного руководителя, так и от остальных участников летней школы, что дает новый толчок в развитии своей научной работы».
Евгений Князев, аспирант кафедры общей и социальной психологии: «Хочу выразить свою благодарность руководителю Школы – Людмиле Николаевне Аксеновской, а также приглашенному гостю – Нине Павловне Гришиной. Нина Павловна рассказала нам о влиянии психологии человека на сферу экономики и инвестиций. Особый интерес вызвал ее доклад, посвященный поведенческим финансам. И, конечно, рассказ о радостях и трудностях обучения в английском колледже. Большое спасибо, Нина Павловна!»
Ксения Левина, магистрант факультета психологии: «Кроме того, что я сменила обстановку, надышалась свежим воздухом, а также завела новые знакомства, особо полезными для меня оказались:
1) Ценные замечания и советы по поводу моей научной работы;
2) Интересные мысли во время и после прослушивания выступлений товарищей: новый взгляд на политический мир в свете ордерной концепции, альтернативное видение способов отбора новых сотрудников и т.д.;
3) Также я отметила для себя, сколько возможностей и перспектив открывается при глубоком изучении английского языка, и узнала про особенности этикета и порядок написания научной работы в Великобритании.
Несмотря на небольшой срок, поездка оказалась полезной, информативной и насыщенной».
Денис Ананьев, выпускник бакалавриата факультета психологии: «Время, проведенное в четвертой летней школе по ордерным исследованиям, было насыщенно докладами и дискуссиями. Много интересного об обучении и защите докторской диссертации за границей мы узнали благодаря нашему гостю – Нине Павловне Гришиной. В этом году я был в школе уже не как слушатель, а как докладчик. Мне удалось поделиться своими идеями и научными изысканиями с единомышленниками, получить советы и конструктивную критику. Благодаря Летней школе по ордерным исследованиям я могу взглянуть на изучаемую мной проблему глазами опытных коллег. Кроме докладов об исследованиях, нам рассказали о правилах написания статей в журналы ВАК и зарубежные журналы. Свободное вечернее время разукрасил яркими красками костер на берегу Волги и песни под гитару. Во второй раз я уезжаю из «Чардыма» с позитивными эмоциями и актуальными знаниями».
Юрий Стрельчук, студент бакалавриата факультета психологии: «Благодарю организаторов летней школы по ордерным исследованиям в Чардыме за возможность находиться в тесном научном кругу. Представление научных работ, выступления Людмилы Николаевны Аксеновской и гостя школы – это процесс непрерывной передачи опыта, знаний. Я считаю, что эта поездка даёт начало новым научным проектам и направлениям в психологии. С новыми идеями начинаю учебный год и жду следующей школы. Спасибо».