Skip to main content Skip to search

Зимина
Лариса
Владимировна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, 1976 г., Филолог. Преподаватель русского языка и литературы
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.01.01), К.Д. Ушинский в литературно-общественном движении 40-60-х гг. ХIХ века, 2003 г.
Учёное звание: 
"Доцент по кафедре литературы и методики ее преподавания", "Министерство образования и науки Российской Федерации"
Научные интересы: 
История русской литературы и культуры ХIХ, второй половины ХХ – ХХI веков
Методика преподавания литературы
Общий стаж: 
48 лет
Стаж по специальности: 
48 лет
Трудовая биография: 

По окончании университета – с 1976 по 1979гг. работала литературным сотрудником районной газеты. С 1980 по 1982 была документоведом, а с 1982 по 1985гг. – ассистентом кафедры советской литературы СГУ, возглавляемой проф. П.А. Бугаенко. С 1985 по 1990гг. преподавала русский язык как иностранный в МНР. С 1990 работала на факультете русской словесности Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина, ассистентом, старшим преподавателем и доцентом, защитив диссертацию под научным руководством проф. А.А. Демченко.

Премии и награды: 
Почетное звание "Почетный работник сферы образования Российской Федерации", 2022 г.
Преподаваемые дисциплины: 
Введение в специальность
Филология как основа гуманитарного знания (литературоведческий модуль)
Методика обучения литературе
Методика применения образовательных технологий в школьном обучении литературе
Методика работы над школьным сочинением
Д/В: Выразительное чтение
Педагогическая практика
Образовательные технологии в школьном филологическом образовании
Работа словесника в старшей школе
Основные научные публикации: 
  1. «Воспоминания, ставшие литературой…»: о жанровом своеобразии книги Е. Гришковца «Следы на мне»// Междисциплинарные связи при изучении литературы: Сборник научных трудов/ Отв. ред. проф. А.А. Демченко. Вып. 3. Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. С. 151-156.
  2. О творческих исканиях Л. Петрушевской конца 1990 – начала 2000-х годов// Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала ХХ1 веков: Сб. науч. тр. Вып. Ш./ Сост., отв. ред. проф. А.И. Ванюков. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. С. 273-278.
  3. О поиске Л. Петрушевской современных драматургических решений// Анализ и интерпретации художественного произведения: материалы ХХХП Зональной конференции литературоведов Поволжья/ науч. ред. Г.Г. Глинин. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2010. С. 84-87.
  4. Парадоксы памяти как основной мотив военной прозы Д. Гранина // Междисциплинарные связи при изучении литературы: Сборник научных трудов/ Отв. ред. проф. Т.Д. Белова, А.А. Демченко. Вып. 4. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. С. 286-293.
  5. Специфика подготовки тестовых заданий по литературе для вступительных экзаменов в вуз// Повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей: Сб. науч. ст. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. С. 76-80.
  6. Зимина Л.В., Коробейникова В.А. Филология как основа гуманитарного знания: Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров факультета русской словесности. Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. 84 с.
  7. Белова Т.Д., Зимина Л.В. Литературоведение: Учебно-методическое пособие для студентов Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения факультета русской словесности. Саратов, 2011. 36 с.
  8. Зимина Л.В. «Загадочные сказки» Л. Петрушевской: о поэтике цикла Изучение литературы в вузе: Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Демченко Саратов: Издательский центр «Наука», 2012. С. 91–95.
  9. Зимина Л.В., Байгазимова Д.С. О портретной очеркистике Ю.Нагибина. - Изучение литературы в вузе: Учебное пособие /Отв. ред. проф. А.А. Демченко. Саратов: Издательский центр «Наука», 2012. С. 86–91.
  10. Зимина, Л.В. Художественная стратегия А. Слаповского в контексте современного литературного процесса //Проблемы филологического образования[Текст]: Сб. науч. тр. / отв. ред. проф. Л.И. Черемисинова. Вып. 4. Саратов: ИЦ «Наука». 2012. С. 131-139.
  11. Художественная стратегия А. Слаповского в контексте современного литературного процесса // Проблемы филологического образования[Текст]: Сб. науч. тр./отв. ред. проф. Л.И. Черемисинова. Вып. 4. Саратов: ИЦ «Наука». 2012. С. 131-139.
  12. О поэтике заглавий сказок и сказочных циклов Л. Петрушевской // Сборник научных статей по итогам XXXIII Зональной конференции литературоведов Поволжья. Размещён на сайте Саратовского государственного университета и доступен по адресу http://www.sgu.ru/node/87871
  13. Мы не разучимся читать? // Практический журнал для учителя и администрации школы. М., 2013. № 2. С.36-40. (совм. с Ю.Н. Ермиловой)
  14. Зимина, Л.В. О поэтике заглавий сказок и сказочных циклов Л. Петрушевской [Текст] // Сборник научных статей по итогам XXXIII Зональной конференции литературоведов Поволжья. Размещён на сайте Саратовского государственного университета.
  15. Зимина, Л.В., Ермилова, Ю.Н. Мы не разучимся читать? [Текст] // Практический журнал для учителя и администрации школы. М., 2013. № 2. С.36-40.
  16. Зимина, Л.В. Вариативность подходов к преподаванию дисциплины «Основы культуры чтения» бакалаврам разных профилей подготовки педагогического направления образования // Современная наука и образование: инновационный аспект: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2013: В 3-х частях. Часть Ш. Мин-во обр. и науки. М.: «АР-Консалт», 2013. С. 8 – 10. (Часть III).
  17. Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании; под общ. ред. Е.Г. Елиной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. 188 с. С. 22-35; 137 – 140. (в соавт. с Е.Г. Елиной, О.И. Дмитриевой, М.В. Храмовой и др.).
  18. Формирование филологической компетентности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Народная художественная культура» // сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф.; 3 марта 2014 г. : в 6 ч. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2014. С. 111-113.
  19. «Мой лейтенант» Д. Гранина: автор и герой // Междисциплинарные связи при изучении литературы: сб. науч. трудов. Вып. 5. Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. С. 182-189.
  20. «Как слово наше отзовется…»: о роли декламационно-исполнительского анализа текста на уроке литературы // Междисциплинарные связи при изучении литературы: сборник научных трудов / отв. ред. проф. Т.Д. Белова, проф. А.А. Демченко. Вып.6. Саратов: Издательский цент «Наука». 2015. 167 с. С.79-83.
  21. Жанровый синкретизм «Загадочных сказок» Л. Петрушевской // Евразийский союз ученых (ЕСУ). 2015. № 7 (16). Ч.5. «Современные концепции научных исследований»: материалы XVI международной научно-практической конференции (Россия, Москва, 24-25 июля 2015). ISSN 2411-6467. С.33-35.
  22. Учебная ситуация как эффективный способ обучения профессиональной деятельности будущего учителя-словесника // Альманах мировой науки. 2016. № 7 (10). Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: по материалам Международной научно-практической конференции 31.07.2016 г. 159с.
  23. Стратегии приобщения старшеклассников к чтению современной отечественной литературы // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2016. С. 169-175.
  24. Зимина Л.В.Моделирование учебных ситуаций в школьном изучении лирики В. Маяковского //Междисциплинарные связи при изучении литературы: сборник научных трудов/ под ред. проф. Т.Д. Беловой, А.Л. Фокеева. Вып.7. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. – С. 247 – 252.
  25. Зимина Л.В. «Медленное чтение» на уроках литературы: читаем А. Солженицына вместе //Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. Л.И. Черемисиновой. Саратов:ИЦ «Наука», 2017. - С. 102 – 108.
  26. Зимина Л.В. (в соавторстве с Л.С. Янковской).Об особенностях исследовательского метода биографических книг Захара Прилепина //Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2018г.: в 2 частях. Часть 1. М.: ООО «Ар-Консалт», 2018. – С.84 – 91.
  27. Зимина Л.В. (в соавторстве с Л.С. Янковской).Самоидентификация Захара Прилепина в контексте современной русской литературы // Альманах мировой науки. 2018. № 2(22). Развитие науки и образования: теория и практика: по материалам Международной научно-практической конференции 31.07.2018. 92с. ISSN 2412-8597. С. 28-34
  28. Зимина Л.В. Введение в современную литературу как путь формирования профессиональных компетенций будущего учителя-словесника // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. Л.И. Черемисиновой. Саратов:ИЦ «Наука», 2018. - С. 71-76.
  29. Зимина Л.В. «Я пишу о чувствах»: повествовательная доминанта в романе Л. Юзефовича «Зимняя дорога» // Материалы XXIII международной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе», 20-21 июля 2020 г., North Charleston, USA. – Morrisville, NC, USA : Lulu Press, Inc., 2020. С. 96-101 (в соавт. с Данилиной Н.В.)

  30. Зимина Л.В. Стратегии активизации читательского воображения школьника: творческое чтение // Проблемы филологического образования: межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: Саратовский университет, 2021. Вып. 13. 189 с. С.37-43.

  31. Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников: муниципальный этап. Русский язык и литература: Учебное пособие [Алтынбаева Г. М., Зимина Л. В., Кабанова М. И., Раева А. В., Мокина Н. В., Лапшина О. В. и др.]. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021.

  32. Зимина, Л.В. Методический потенциал визуального сопровождения в ходе изучения художественного текста на школьном уроке литературы// Академическая наука - проблемы и достижения: материалы XXXIV Международной научно-практической конференции. Bengaluru, India. 26-27 февраля 2024 г. – С. 45 – 50. ISBN: 9781446127520

  33.  

Участие и организация конференций: 
I Международная научная конференция «Русское литературоведение в новом тысячелетии», Москва, Россия, 2005 г.
Научная конференция «Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала ХХI веков», Саратов, Россия, с 2005 по 2007 г.
Зональная конференция литературоведов Поволжья, с 2008 по 2010 г.
Межвузовская научно-практическая конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы», Саратов, Россия, с 2008 по 2010 г.
Международная конференция "ХХI Пуришевские чтения", Москва, Россия, 2009 г.
ХХХШ Зональная конференция литературоведов Поволжья , Саратов, Россия, 2012 г.
V Международная научно-практическая конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы» , Саратов, Россия, 2013 г.
"Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в науке и образовании» (заочная)", Москва, Россия, 2014 г.
"VI Международная научно-практическая конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы»", Саратов, Россия, 2015 г.
"Всероссийский форум будущих педагогов сельских школ «Наше новое образование»", Орел, Россия, 2015 г.
"XVI международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований» (заочная)", Москва, Россия, 2015 г.
"Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования»", Саратов, Россия, 2016 г.
"Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» (заочная)", Москва, Россия, 2016 г.
"Международная научная конференция «Гуманизация образовательного пространства»", Саратов, Россия, 2016 г.
УП Международная научно-практическая конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы». , Саратов, 2017 г.
1Х Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования», посвященная 100-летию гуманитарного образования в Саратовском университете, Саратов, 2017 г.
Международная заочная научно-практическая конференция «Наука. Образование, общество: тенденции и перспективы». Секция «Филологические науки» , Москва, 2018 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования в рамкахМеждународного форума «Гуманизация образовательного пространства», Саратов, 2018 г.
Международная заочная научно-практическая конференция «Развитие науки и образования: теория и практика», Москва, 2018 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Книга в повседневной жизни: горизонты понимания», Саратов, 2018 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы филологического образования» в рамках Международного педагогического форума «Гуманизация образовательного пространства: цифровизация образовательной среды», Саратов, 2021 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы филологического образования» в рамках Международного педагогического форума «Гуманизация образовательного пространства: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы», Саратов, 2022 г.
IX Всероссийская научная конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы», Саратов, 2023 г.
XXXIV Международная научно-практическая конференция Bengaluru, India, 2024 г.
Выпущенные аспиранты и докторанты: 
Янковская Людмила Сергеевна, Автопсихологизм героя в прозе Захара Прилепина, 2018 г.
Повышение квалификации: 
"Современные технологии образовательного процесса", ИДПО СГУ, 2014 г.
"Совершенствование компетентностного подхода к построению образовательного процесса в национальном исследовательском университете", "Учебный центр подготовки руководителей Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)", 2014 г.
"Актуальные проблемы современного отечественного литературоведения", ИДПО СГУ, 2015 г.
«Использование электронной информационно-образовательной среды СГУ в образовательном процессе», обучающий семинар, СГУ, 2016 г.
«Дистанционные и интерактивные формы образования». Форум «Педагоги России». , 2018 г.
Социокультурные факторы и проблемы современного образования, ИДПО СГУ, 2018 г.
Актуальные методические практики развития функциональной грамотности при обучении русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС, Центр инновационного дополнительного образования «Умная методика» Омск, 2020 г.
Инклюзивные практики в образовании, ИДПО СГУ, 2021 г.
Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС, Центр инновационного дополнительного образования «Умная методика», 2022 г.
Планирование и реализация дополнительных мероприятий по усилению мер безопасности в образовательной организации, СОИРО, 2022 г.
Методические аспекты преподавания предметов "русский язык" и "литература" в соответствии с обновленным ФГОС (2021 г.) и Федеральной образовательной программой (2022 г.), Центр инновационного дополнительного образования «Умная методика» Омск, 2022 г.