Skip to main content Skip to search

 

АННОТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

Государственный контракт №02.740.11.0592 от 22 марта 2010 г.

Тема: «Конструктивные и деструктивные формы социализации молодежи в современной России»

Цель проекта

В условиях транзитивности современной российской действительности актуальными являются проблемы социализации молодежи. Вхождение молодого человека в общество, отдельные социальные группы, инициирует вопрос о механизмах и формах, которые обеспечивают конструктивную социализацию подрастающего поколения. На сегодняшний день государством и институтами гражданского общества признается недостаточная эффективность сложившихся способов и методик социализации. Появление новых и трансформация традиционных форм и механизмов социализации актуализируют проблему разработку стратегий конструктивной стратегии социализации современной российской молодежи с учетом реалий трансформирующегося социума. Процесс информатизации и компьютеризации социального пространства делает необходимым также изучение механизмов виртуальной социализации.

Целью данного проекта является разработка инновационной конструктивной модели социализации молодежи в современных условиях.

Основные результаты проекта

В проекте исследованы деструктивные и конструктивные формы социализации современной молодежи, проведен комплексный анализ сущности и специфики молодежного радикализма, определены причины, вызывающие его активизацию, выделены основные направления нейтрализации его проявлений.

В результате реализации проекта была разработана теоретическая модель социализации современной молодежи, базисными основаниями которой является категории «конструктивность» / «деструктивность», «традиция» / «инновация». Введены и концептуализированы новые теоретические понятия «конструктивная/деструктивная социализация», «виртуальные методы социализации», «стратегия социализации», «социокультурное картографирование», разработана технология формирования конструктивной социализации молодежи в условиях транзитивного общества на базе предложенной инновационной модели.

Основные теоретические и практические результаты проекта могут быть выражены в следующих пунктах:

1. Концептуализирован понятийный аппарат изучения социализации, проведен сравнительный анализ понятия «социализации» в современных социально-философских и социологических концепциях.

2. Создан многофункциональный Интернет-портал «Следующее поколение» http://nextpokolenie.com, который использовался в качестве исследовательского инструментария изучения социализационных процессов в молодежной среде в условиях информационного общества.

3. Составлен рейтинг ценностей современной российской молодежи, исследованы условия трансформации механизмов социализации в условиях кардинального изменения молодежных ценностей.

4. Проведены социально-психологические исследования традиционных способов социализации молодежи, сформулирована потребность в концептуализации новых методов социализации молодежи.

5. Выявлены недостатки традиционных форм и институтов социализации в изменившихся социально-экономических и социально-политических условиях.

6. Организованы и проведены в 2010-2012 гг. региональный конкурс «Человек. Общество. Мир», а также олимпиада по основам православной культуры, посвященные проблеме ценностного выбора молодежи, проанализирован собранный материал, касающийся ценностных предпочтений современной российской молодежи.

7. Организованы и проведены в 2010-2012 гг. межрегиональные Пименовские чтения, посвященные проблеме духовного воспитания молодежи, на основании отдельных конференций и методических семинаров подготовлены к печати концептуальные разработки по анализу социализационных процессов;

8. Создана база данных по религиозным организациям, проанализированы основные направления деятельности религиозных организаций и их воздействие на социализацию молодежи Саратовской области;

9. Создана база данных по общественным и политическим организациям Саратовской области, разработана и апробирована методологическая модель мониторинга и оценки эффективности их деятельности в процессе социализации молодежи;

10. Проведено социокультурное картографирование зон деструктивной и конструктивной форм социализации молодежи Саратовской области;

11. Проведено исследование новых форм социализации, связанных с вхождением России в глобальное информационное пространство, выявлены диспропорции и противоречия данного процесса;

12. Изучено влияние Интернет-фактора на социализацию молодежи, проанализированы причины и социально-психологические механизмы усиления социализирующего воздействия Интернет-среды на становление личностной идентичности молодежи;

13. Проанализировано виртуальное пространство как пространство социализации, выявлены принципы социализации молодежи в социальных интернет-сетях;

14. Разработана многомерная инновационная модель социализации, основанная на принципах внедрения стратегий виртуальной социализации в деятельность социальных институтов;

15. Разработаны и протестированы социально-ориентированные игровые сервисы для молодежи в качестве игрового инструментария социализации;

16. Создана концепт-основа для образовательных роликов и социальной рекламы, призванной актуализировать творческий потенциал молодежи и конструктивную направленность ее социализации;

17. Разработаны и внедрены образовательные курсы и мастер-классы для преподавателей и глав молодежных центров, занимающихся практической социализацией молодежи;

18. Разработана стратегия перехода от принципа социализации «взрослые-молодежи» к форме «молодежь-молодежи»;

19. Разработаны и проведены авторские тренинги, направленные на апробирование новых стратегий социализации;

20. Проведен мониторинг эффективности использования разработанной стратегии на основе использования социокультурного картографирования региона и анкетных социологических опросов;

21. Подготовлены рекомендации органам власти для внедрения разработанной стратегии в деятельность региональных и федеральных организаций;

22. Разработаны и внедрены новые образовательные курсы для специальностей «философия», «культурология», «религиоведение», «психология»;

23. Разработана программа внедрения результатов НИР в учебный процесс;

24. Подготовлены методические материалы для сборника практических рекомендаций по духовным основам социализации современной молодежи.

Реализация проекта способствовало успешному вовлечению в научно-исследовательскую и образовательную деятельность молодых преподавателей, аспирантов и студентов, содействует развитию академической мобильности молодых исследователей Саратова.

В результате реализации проекта созданы различные виды научной продукции, включая монографические исследования, сборники статей, научные публикации в ведущих рецензируемых журналах, диссертации, учебные программы, учебно-методические материалы и курсы лекций, электронные базы данных, программное обеспечение, многофункциональный интернет-портал, авторские тренинги.

В процессе реализации проекта созданы объекты авторского права и интеллектуальной собственности в виде 21 научно-исследовательской публикации в ведущих научных журналах. На основе научно-практических результатов разработаны и внедрены образовательные курсы «Глобальные проблемы современности», «Социальная антропология управления», «Рискология», читаемые на специальностях «философия» и «культурология». Состоялись защиты 5 кандидатских диссертаций, а также одной докторской диссертации. Разработаны авторские тренинги, направленные на апробирование новых стратегий социализации. Были подготовлены и утверждены на Ученом совете Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского следующие учебные планы магистратур: «Теория и история культуры», «Социальная философия», «История русской философии», «Эстетика», «Философская антропология». Все разработанные учебные планы составлены в соответствии с максимальным задействованием индивидуальных образовательных стратегий и высокой степенью вариативности образовательных дисциплин.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, самим концептуальным подходом к изучению духовной жизни молодежи и механизмов социокультурной регуляции в условиях социальной неопределенности. В отличие от других исследований, содержащих анализ молодежного радикализма как идеологии или политической практики, проявляющейся в деятельности молодежных организаций и неформальных групп, а также их лидеров, авторы исследования комплексно осмысливают его как феномен, обусловленный социально-психологическими особенностями в развитии и социализации молодежи, а также социокультурного, политического развития России, характером происходящих трансформаций. Анализ процесса социализации подразумевает выстраивание категориального ряда, способствующего максимально гибкому и методологически корректному описанию происходящих в современном обществе процессов. В качестве методологической матрицы проведенного научным коллективом исследования принимается выделение конструктивной и деструктивной социализации. Анализ молодежной аудитории посредством социологических и социально-психологических методов подтвердил исходную гипотезу о том, что конструктивный или деструктивный характер молодежной социализации задается, в большей степени, не индивидуальными особенностями развития, а степенью эффективности социальных институтов, прежде всего, в политической и экономической сфере. Наряду с традиционными качественными и количественными методами (социологические опросы, контент-анализ, статистические методы, метод корреляционного, факторного, кластерного анализа, метод экспертных оценок) в процессе исследования использовался оригинальный методологический инструментарий, способствующий изучению конструктивных и деструктивных социализационных процессов в условиях информационного общества: пространственный подход, метод социокультурного картографирования, неоинституциональный подход.

Методология междисциплинарного исследования деструктивной и конструктивной форм социализации молодежи основывается на синтезе пространственного и неоинституционального подхода. В качестве исходного определения под конструктивной социализацией молодежи понимается многоуровневое устойчивое, исторически сложившееся взаимодействие совокупности социальных практик, обеспечивающих воспроизведение, обучение, воспитание, образование молодежи, трансформацию, хабитулизацию его ролевого и индивидуального поведения. Концепция социального пространства как статусного стратификатора, позволила акцентировать внимание на функциональных характеристиках выделения пространственных ареалов степени эффективности социализации. Посредством расчленения социального пространства социализации на структурные элементы-позиции в конкретной точке пространства можно находить и оценивать различных социальных субъектов, их статусные позиции, ресурсы и пр. и соотнести это с территориальным аспектом условий жизнедеятельности молодежи. Это позволяет преобразовывать социальные данные в наглядную картографическую форму, т.е. создать карты социальных явлений и процессов, связанных с социализацией молодежи, зафиксировать особенности распределения конструктивных и деструктивных факторов социализации и развития молодежи на территории Саратовской области.

В ходе реализации проекта была создана база данных по общественным и политическим организациям Саратовской области, разработана и апробирована методологическая модель мониторинга и оценки эффективности их деятельности в процессе социализации молодежи; проведено комплексное региональное исследование молодежных общественных объединений и составлен их рейтинг; произведена кластеризация (группировка) муниципальных районов области в зависимости от степени развития молодежного общественного сектора; выявлены и проанализировать актуальные проблемы и противоречия развития молодежных общественных объединений, в том числе связанные со становлением различных виртуальных форм взаимодействия молодежи в интернет-пространстве.

На основе разработанной методологии и научно-исследовательским коллективом проекта была также создана многомерная модель социализации, учитывающая достижения аналогичных как зарубежных, так т российских исследований, включающая в себя следующие основные положения:

1. Поливариативность интересов как основополагающая характеристика современной социализации молодежи, игнорируемая традиционными социальными моделями;

2. Возможность переноса принципов виртуальной социализации в сферу деятельности социальных институтов;

3. Включение тех критериев социализации, которые в недостаточной степени учитываются в деятельности социальных институтов – этнического, субкультурного, экономического и т.д.;

4. Возможность перехода к многомерной социализации, в которой агентами будут являться уже не социальные институты и их представители, а сама молодежь;

5. Использование инновационных способов социализации, нацеленных на внеинституциональные формы консолидации и самоорганизации молодежи (игровые формы, флеш-мобы и т.д.).

Назначение и область применения результатов проекта

Полученные результаты были использованы в работы с молодежью в работе молодежных общественно-политических организаций, в практике школьного и вузовского образования, социальной работы по ресоциализации и реадаптации девиантов. На основании разработанной теоретической модели социализации молодежи становится возможным внедрение новых принципов социализации в деятельность образовательных институтов, повышение конструктивной составляющей в процессах социализации. Разработанная модель конструктивной социализации, основываясь на достижениях уже успешно используемых форм и методов социализации, позволяет скорректировать их с учетом особенностей развития молодежи в условиях транзитивного общества, а также дает возможность использовать ресурс традиционных и инновационных стратегий.

Подготовленные в ходе реализации проекта рекомендации использовались Министерством образования Саратовской области в процессе организации переподготовки учителей по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», проводившимся совместно с Саратовским государственным университетом в апреле-июне 2012 г. Большое значение выявленные принципы имеют в организации образовательного процесса, для чего исследовательским коллективом был разработан и проведен ряд мастер-классов для учителей и работников социальной сферы, целью которых стало усиление конструктивной направленности социализации молодежи путем повышения креативности и личностного участия молодых людей в данных процессах. Проведенное социокультурное картографирование позволило выявить достаточно высокую степень эффективности разработанных и внедренных стратегий социализации, поскольку по сравнению с результатами мониторинга 2010 г. по области зафиксирован устойчивый рост заинтересованности молодежи относительно степени участия в общественных организациях.

Дальнейшее внедрение идей, методов и подходов в практику деятельности общественных объединений и государственных органов может способствовать повышению эффективности институтов и стратегий социализации молодежи и снижению деструктивных тенденций в молодежной среде.

Проект обладает определенным потенциалом воздействия на текущую ситуацию в сфере обучения, воспитания, образования, социальной работы с молодежью.

Образовательный эффект

· Пилотный проект полномасштабного и комплексного внедрения инновационных технологий виртуальной социализации в образовании и воспитании молодежи;

· НОЦ становится экспериментальной и методической площадкой для адаптации и внедрения мирового опыта в данной сфере;

· Создается методологическая основа для оптимизации образовательных институтов на основе интернет-технологий, технологий активного обучения, технологий «равного обучения».

Социальный эффект

· Снижение социального напряжения в молодежной среде, в системе образования и других культурных институтах;

· Создаются конструктивные условия для получения реальных возможностей приобретения социального опыта студентами;

· Использование продуктов проекта позволит повысить результативность процессов социализации в деятельности общественных организаций, общественных движений и политических партий, дает возможность раскрыть творческий потенциал молодежи в решении актуальных социально значимых проблем.

· Широкое использование технологий «равного обучения» позволит существенно снизить уровень деструктивности в молодежной среде, в том числе среди представителей наиболее маргинальных молодежных групп

Коммерциализация проектом не предусмотрена.

Полученные результаты позволят создать в будущем инновационные образовательные курсы по специальностям «Философия», «Культурология», «Религиоведение», «Психология», магистров по направлениям подготовки «Социальная философия», «История русской философии», аспирантов по специальностям 09.00.01 (онтология и теория познания), 09.00.03 (история философии), 09.00.11 (социальная философия), 24.00.01 (история и теория культуры). На основе разработанных методических материалов становится возможным разработка специализированных тренинговых программ и курсов, направленных на ресоциализацию различных групп девиантов и молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Потенциальные заказчики результатов работы: Саратовская митрополия РПЦ, МОУ «Лицей №37», МОУ СОШ №8, МОУ СОШ №1 г. Энгельса, «Саратовский областной социально-педагогический колледж», МОУ СОШ №100, МОУ СОШ №47, МОУ «Гимназия №8», МОУ «Лицей №36», МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив», ООО «Персонал – Консалтинг плюс»

Достижения молодых исследователей – участников Проекта

В проекте принимал участие молодой исследователь Орлов Михаил Олегович, доктор философских наук, декан философского факультета СГУ. При его непосредственном участии удалось получить следующие результаты: сформированы принципы управления конструктивным потенциалом молодежи российского региона, внедрены модели минимизации рисков деструктивной социализации на уроне ведущих социальных институтов региона, традиционных религиозных конфессий, органов власти. На базе реализованных мероприятий создана экспертная площадка взаимодействия молодых экспертов: педагогов, ученых. Результаты соответствуют мировому уровню в области социологии религии, культурологии, социальной философии, что позволит использовать полученные результаты в системе высшего и средне-специального образования, деятельности учреждений культуры (арт-проекты), гуманитарной и религиоведческой экспертизы, реализации программ патриотического воспитания детей и молодежи и продолжить исследования в направлении религиозной социализации, духовно-нравственного образования молодежи. Содействовал внедрению полученных результатов сферы образования, культуры, Приволжского, Центрального и Южного федеральных округов.

В проекте принимал участие молодой исследователь Данилов Сергей Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и социальной философии. При его непосредственном участии удалось получить следующие результаты: определена система риск-факторов и риск-тенденций современных стратегий политической социализации молодежи, разработан пакет рекомендаций органам власти по внедрению новой стратегии активной социализации молодежи. Результаты соответствуют мировому уровню в области социологии, социальной философии, рискологии, что позволит использовать полученные результаты в научно-образовательном процессе, практике реализации программ патриотического воспитания детей и молодежи, реализации молодежной политики в целом, и продолжить исследования в направлении политической социализации молодежи России.

В проекте принимал участие молодой исследователь Аникин Даниил Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и социальной философии, При его непосредственном участии удалось получить следующие результаты: выявлены социокультурные предпосылки формирования моделей социализации, осуществлен анализ рейтинга ценностей современной молодежи на основании социально-психологических опросов, исследованы практики социализации молодежи в современной России на примере образовательных учреждений. Результаты соответствуют мировому уровню в области социально-культурной антропологии, социологии, социальной философии, что позволит использовать полученные результаты в научно-образовательном процессе, практике реализации воспитательных стратегий и программ и продолжить исследования в направлении образовательной социализации молодежи.

В проекте принимал участие молодой исследователь Иванов Андрей Валерьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и социальной философии, При его непосредственном участии разработана методология исследования девиантно-деструктивных моделей социализации молодежи, создана концепция авторских тренингов, направленных на апробирование новых стратегий социализации на основе принципа «молодежь-молодежи», что позволяет использовать полученные результаты в реализации стратегий и программ государственной молодежной политики и продолжить исследования в направлении проблем реализации государственной молодежной политики.

В проекте принимал участие молодой исследователь Ченцова Дарья Александровна, студент философского факультета СГУ. При ее непосредственном участии удалось получить следующие результаты: подготовлены методические материалы по духовным основам социализации современной молодежи, разработаны рекомендации для работников сферы образования, родителей, органов власти муниципального, регионального, федерального уровня. Результаты соответствуют мировому уровню в области социологии, социальной философии, педагогики, что позволит использовать полученные результаты в воспитательном и научно-образовательном процессе, практике реализации программ духовно-нравственного образования и воспитания молодежи и продолжить исследования в направлении духовной социализации российской молодежи.

В проекте принимал участие молодой исследователь Сивоконь Алена Сергеевна, студент философского факультета СГУ. При ее непосредственном участии удалось получить следующие результаты: выявлены социокультурные предпосылки формирования моделей социализации, осуществлен анализ рейтинга ценностей современной молодежи на основании социально-психологических опросов, исследованы практики социализации молодежи в современной России на примере образовательных учреждений. Результаты соответствуют мировому уровню в области социально-культурной антропологии, социологии, социальной философии, что позволит использовать полученные результаты в научно-образовательном процессе, практике реализации воспитательных стратегий и программ и продолжить исследования в направлении образовательной социализации молодежи. За научные работы, осуществленные в рамках проекта, А.С. Сивоконь стала лауреатом Областного конкурса научных студенческих работ «Студенческая наука – 2012».

Опыт закрепления молодых исследователей – участников Проекта в области науки, образования и высоких технологий

В ходе реализации проекта осуществлено закрепление 20 молодых исследователей, проявивших способности и стремление к научно-исследовательской, проектной деятельности. Через систему конкурсного отбора были приняты на работу студенты гуманитарных факультетов СГУ (философского, социологического) в качестве сотрудников факультетов, младших научных сотрудников и лаборантов НИЧ СГУ. Молодые исследователи приобрели навыки аналитической, организационной работы, приобрели опыт проектного менеджмента, участия и сопровождения соцопросов, формировании аналитических материалов, интервьюирования. Знания и умения, полученные в проектных мероприятиях, позволили подтвердить квалификацию по основной специализации, расширить спектр применения академических знаний в контексте «теория-практика». Реализация проектных мероприятий: создание баз данных НКО Саратовской области, концепции социальной рекламы г. Саратова, конкурсов и олимпиад расширили коммуникативно-функциональное пространство для молодых участников, в результате чего они были приглашены для стажировки с перспективой дальнейшего трудоустройства в рекламные агентства г.Саратова, общественные организации города и области, департаменты по работе со СМИ и общественным отношениям администрации г.Саратова и Правительства Саратовской области. Приобретенный опыт молодыми исследователями – студентами старших курсов факультетов усилит квалификационный потенциал выпускников – бакалавров. В рамках проекта были зачислены в аспирантуру 4 молодых специалистов. В диссертационных работах: 5 кандидатских диссертациях и 1 докторской диссертации нашли отражение ключевые результаты и достижения исследовательской работы. Такая форма распространения результатов позволит распространить успешный опыт реализации данного и подобных проектов среди академического научного сообщества, увеличить цитируемость результатов проектных исследований.

Закрепление молодых исследователей в форме зачисления в аспирантуру оказалось затруднено переходом в 2011 г. на федеральный государственный стандарт, устанавливающий нормативы обучения в очной и заочной аспирантуре, а также новое распределение видов учебной и научной нагрузки. Не все аспиранты, зачисленные в 2011 г., смогли эффективно участвовать в процессе проведения исследований по проекту, в частности, в мониторинге результатов внедрения разработанной инновационной модели социализации. Вместе с тем, практически оптимальные условия для научной работы, созданные на философском факультете (наличие диссертационного совета Д 212.243.09 по философским наукам, наличие журнала «Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика», входящего в перечень журналов, рекомендуемых ВАК), позволили перевыполнить итоговые индикаторы по количеству публикаций в ведущих научных журналах и по количеству защищенных кандидатских и докторских диссертаций.

Перспективы развития исследований

В рамках выполнения поисковых научно-исследовательских работ была сформирована постоянно действующая междисциплинарная экспертная площадка с участием специалистов в области гуманитарных и социальных наук в целях апробации полученных результатов, а также получение новых экспертных, информационно-аналитических и социально-психологических данных по заявленной теме исследования, а также сформирована межрегиональная экспертная сеть, объединяющая более 189 исследователей Приволжского федерального округа, других регионов России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Румынии, Словакии, Испании, налажено эффективное взаимодействие с научно-исследовательскими, общественными и государственными институтами в сфере работы с молодежью, осуществляется обмен новейшей социально-философской, психологической, социологической и культурологической информацией и опытом по работе с молодежью. На базе электронного портала создана база для постоянного взаимодействия между представителями органов государственной власти, общественно-политических и религиозно-общественных движений, молодых ученых, ВУЗовской общественности, создана материально-техническая база для социологического мониторинга ситуации в сфере работы с молодежью в Саратовской области и за ее пределами. Основополагающими функциями экспертной площадки, действующей на базе интернет-портала, является: во-первых, систематический сбор социально-психологической информации пользователей, как индивидуальной, так и социально-групповой; во-вторых, только благодаря Интернет-порталу возможно социальное моделирование и выявление динамики ценностей молодежи, верификация стратегий конструктивной социализации и рисков деструктивных тенденций в молодежных средах, как региона, так и России в целом; в-третьих, реализация как традиционных, так и инновационных форм социализации молодежи в интернет-пространстве; в-четвертых, создание и апробация игровых образовательных программ по гуманитарным наукам, обучение в диалоговом режиме, проведение интернет-коференций; в-пятых, создание пространства международной интернет-коммуникации с целью образования и межкультурного взаимодействия молодежи; в-пятых, повышение академической мобильности студентов и преподавателей; в-шестых, трудоустройство молодежи; в-седьмых, прогнозирование социокультурных и психологических тенденций (конструктивных и деструктивных) в молодежных средах Саратовской области; в-восьмых, уникальной функцией данного Интернет-портала является содействие реальному общению молодежи – реализация стратегий конструктивной социализации благодаря участию молодых людей в проектах Саратовских театров, музеев, ВУЗов.

Научно-исследовательским коллективом Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского активно реализуется программа курсов по повышению квалификации преподавателей по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», проводимых Саратовским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского совместно с Министерством образования Саратовской области. Следует кратко описать реализацию данного курса на территории г.Саратов и области. В течение апреля 2012 повышение квалификации по данной программе проходили 258 учителей саратовских школ (108 часов), с 10.05.2012 по 22.05.2012 г. повышение квалификации по данной программе проходили 19 учителей Татищевского района Саратовской области; с 28.05.2012 по 8.06.2012 г. повышение квалификации по данной программе проходили 64 учителя Балашовского, Романовского, Турковского районов. Саратовской области; с 18.06.2012 по 29.06.2012 г. повышение квалификации по данной программе проходили 85 учителей Энгельсского и 30 педагогов Петровского районов Саратовской области. Курсы оканчивались защитой слушателями выпускных квалификационных работ и торжественным вручением им свидетельств о повышении квалификации. В апреле-мае 2012 г. данные тренинги были апробированы в школах г. Саратова, проявив высокую степень заинтересованности школьников в налаживании коммуникации с педагогами и совместных действиях по решению стоящих перед подростками задач и проблем.

Полученные результаты создают предпосылки для продолжения последующих исследований на международном уровне, дают возможность оценить проблему социализации молодежи в кросс-культурном измерении, а также открывают перспективу расширения партнерских связей Саратовского государственного университета с ведущими европейскими и американскими университетами и научно-исследовательскими центрами, создают возможность трансляции основных результатов проекта в среде международных исследователей. В этом отношении стратегическими партнерами в реализации проекта являются Университет города Турин (Италия), Университет штата Колорадо (США), Анкарский университет (Турция).