Skip to main content Skip to search
E.g., 23.01.2025

В этот день не публиковалось новостей

В центре «CONSILIUM» молодые учителя рассуждали о культуре, уместности и техниках речи

14 April, 2023 - 12:07

В центре «CONSILIUM» молодые учителя рассуждали о культуре, уместности и техниках речи

Authors:
Text: 
Даниил Пронин
Photo: 
Дмитрий Ковшов

В четверг, 13 апреля, в гимназии № 7 прошло занятие Центра поддержки молодых учителей «CONSILIUM» СГУ. Методическая сессия была посвящена основам культуры речи педагога. К собранию в онлайн-режиме подключались молодые специалисты из удалённых районов Саратовской области.

Открыла встречу руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина. Елена Генриховна отметила, что выбранные темы для занятия актуальны для любого учителя вне зависимости от предмета, который он преподаёт.

Заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе гуманитарно-экономического лицея О.И. Дмитриева рассуждала об уместности речи учителя. Старший преподаватель той же кафедры М.И. Кабанова говорила о самопрезентации на конкурсах профессионального мастерства. Занятие по технике речи провела старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Саратовской государственной консерватории А.Г. Шаталина.

О.И. Дмитриева рассказала об основных принципах речевого общения, о причинах коммуникативной удачи, которые напрямую связаны с поведением учителя, его речевым портретом и позиционированием себя на уроке. Невербальная коммуникация также является важной частью общения. От жестов, мимики, интонации и темпа речи зависит, насколько эффективным будет общение.

Свои доводы Ольга Ивановна подкрепляла примерами. Участники посмотрели видеоролик, где демонстрировалась неуместность речевой коммуникации одного из собеседников. Вместе с учителями О.И. Дмитриева разобрала ошибки приведённого диалога.

«Своевременно взятая пауза во время общения со школьниками может воздействовать на класс гораздо сильнее, чем когда вы повышаете голос или ругаетесь. Опытный учитель всегда знает, когда нужно воспользоваться этим инструментом», – отметила О.И. Дмитриева.

Уместность предполагает такой способ организации речи, чтобы он соответствовал целям и задачам речевой коммуникации в устной или письменной форме. Ольга Ивановна вспомнила слова французского писателя Андре Моруа. Он считал, что разговор – это здание, которое строят совместными усилиями.

По словам О.И. Дмитриевой, в школе учитель оказывается в различных речевых ситуациях, когда нужно уметь подстраиваться под контекст общения. К таким обстоятельствам можно отнести урок, родительское собрание, внеурочную беседу, коммуникацию в школьном блоге и многое другое.

«Учителю очень важно соблюдать личностно-психологическую уместность. К ней относят способность выбирать те средства, которые доступны пониманию адресата, что психологически располагает его к речевому общению. Таким образом, учитель ещё и тонкий психолог», – считает О.И. Дмитриева.

Для демонстрации коммуникативных неудач Ольга Ивановна привела в пример реально зафиксированные фразы из речи школьных учителей на уроке, составленные педагогами официальные характеристики на учеников, фрагмент из документального фильма «Катя и Вася идут в школу». Участники встречи смогли порассуждать о правильности использования тех или иных речевых оборотов в общении с учениками во время занятия или в официально-деловом дискурсе.

Старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования на базе гуманитарно-экономического лицея М.И. Кабанова говорила о важности правильной самопрезентации при участии в педагогических конкурсах. Для сравнения Марина Игоревна показала три примера видеовизиток и предложила каждому оценить работу своих коллег.

«Учителям важно учитывать многие факторы во время подготовки видео, в том числе и культурологическую уместность. Кроме того, невозможно уложить всю информацию о себе в 3 минуты, которые отводятся по регламенту конкурса. При таком подходе жюри может устать от переизбытка информации и произойдёт коммуникативная неудача», – объяснила М.И. Кабанова.

По мнению Марины Игоревны, во время самопрезентации важно показать себя естественным, говорить в размеренном темпе и правильно расставлять акценты.

Примером хорошей видеовизитки стал материал выпускника СГУ, учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы при Посольстве России в Иране О.И. Янковского. 10 апреля стали известны итоги конкурса «Учитель года заграншкол МИД России – 2023», победителем которого стал Олег Игоревич.

Его энергичная визитка, в которой он раскрыл свои педагогические качества через динамичный музыкальный ряд, на состязании ярко выделилась среди других. Как отметила О.И. Дмитриева, её выпускник аспирантуры смог показать все грани интереса к своему предмету и профессии.

В завершение разговора о самопрезентации Е.Г. Елина напомнила слова А.С. Пушкина, который восхвалял чувства соразмерности и сообразности. Елена Генриховна подчеркнула, что этих качеств нужно придерживаться и во взаимодействии с учениками.

Старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Саратовской государственной консерватории А.Г. Шаталина познакомила молодых учителей с основными элементами упражнений по речевой технике. Участники встречи встали в большой полукруг и с интересом повторяли движения Анастасии Геннадьевны.

А.Г. Шаталина рассказала об основных техниках, которые помогут избавиться от дефектов произношения и улучшат дикцию. Анастасия Геннадьевна ответила на вопросы участников и отметила, что серьёзные проблемы с речью необходимо решать у логопеда. Педагоги обращались за советами к А.Г. Шаталиной и после её выступления.

Анастасия Геннадьевна рассказала о том, почему важно говорить чётко и разборчиво: «Я хочу помочь педагогам добиться того, чтобы ученики без труда воспринимали информацию на уроке. Очень плохо, если школьники будут обращать внимание только на шепелявость или нарушения в звукопроизношении. Техникой речи необходимо обязательно заниматься, чтобы речь воспринимали правильно, а коммуникативные барьеры были разрушены».

В конце встречи Е.Г. Елина подвела итоги последнего в этом учебном году занятия центра «CONSILIUM». Елена Генриховна отметила, что на заключительной встрече удалось затронуть многие темы, о которых эксперты говорили на предыдущих собраниях.

Она пригласила молодых учителей принять участие в работе летней педагогической школы, которая пройдёт в СГУ в течение 4 дней в начале августа. Обучение будет бесплатным, а по итогам каждый участник получит удостоверение о повышении квалификации государственного образца. Молодых учителей ждут интересные лекции и форматы взаимодействия, которые не будут повторяться с прошлой летней школой.

М.И. Кабанова предложила педагогам подумать над темами, о которых было бы интересно им узнать. Записаться на масштабное мероприятие и поделиться своими идеями о проведении школы можно в личном сообщении М.И. Кабановой в социальной сети «ВКонтакте».

Отметим, что встречи учителей в центре «CONSILIUM» проходят благодаря сотрудничеству СГУ, Саратовского областного института развития образования и гимназии № 7. Площадка обмена педагогическим опытом для молодых педагогов работает по программе «Приоритет 2030» в рамках стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме».