Skip to main content Skip to search
E.g., 13.03.2025

В этот день не публиковалось новостей

Делегация СГУ выступила на форуме ОНФ «Качественное образование во имя страны»

17 October, 2014 - 13:00

Делегация СГУ выступила на форуме ОНФ «Качественное образование во имя страны»

Authors:
Text: 
Ольга Гармилина
Photo: 
Архив Редакционного отдела

В среду, 15 октября, завершилась работа форума Общероссийского народного фронта. Его тема – «Качественное образование во имя страны». Форум проходил в Пензе в течение двух дней. Обсудить вопросы, связанные с образованием, собрались авторитетные  представители отечественного педагогического сообщества.

В составе саратовской делегации на форуме работали ректор Саратовского государственного университета, профессор А.Н. Чумаченко, научный руководитель Института филологии и журналистики, сопредседатель Саратовского отделения ОНФ, профессор В.В. Прозоров, декан факультета психолого-педагогического и специального образования, профессор Р.М. Шамионов и заведующая кафедрой педагогики, доцент Е.И. Балакирева.

Участники форума предельно откровенно и заинтересованно обсудили широкий спектр вопросов, связанных с единым образовательным пространством в Российской Федерации, с престижем учителя, с его материальным обеспечением и моральным статусом, с воспитательной миссией школы на всех её уровнях, с издержками и достоинствами ЕГЭ, с существенными недостатками двухуровневого образования в высшей школе, и другие проблемы. На пленарном заседании к собравшимся со вступительной речью обратился Президент России В.В. Путин. Президент выслушал предложения модераторов дискуссионных площадок и ответил на многочисленные вопросы, волнующие педагогов страны.

Ректор СГУ А.Н. Чумаченко принял участие в работе круглого стола «Оценка качества высшего образования и перспективы его развития в новых условиях». Модератором здесь выступил ректор Ухтинского государственного технического университета, доверенное лицо Президента России Н.Д. Цхадая. По словам Алексея Николаевича, темы, которые были затронуты на круглом столе, сейчас действительно актуальны и требуют пристального внимания со стороны федерального правительства. В ходе дискуссии были затронуты следующие вопросы: профессиональные образовательные стандарты для подготовки будущих специалистов, поляризация столичных и региональных вузов, качество подготовки инженерных кадров. «После обсуждения всех “за” и “против” участниками круглого стола был сформирован список основных проблем, оказывающих негативное влияние на качество высшего образования. Все эти вопросы были определены для обсуждения на дискуссионной площадке. Во второй день работы форума А.Н. Чумаченко был выбран спикером одной из пяти дискуссионных площадок «Новая повестка развития экономики: требования к образованию». Результаты работы дискуссионной площадки были доложены Президенту страны В.В. Путину на пленарном заседании.

Впечатлениями об итогах работы форума поделился научный руководитель Института филологии и журналистики В.В. Прозоров: «Президент страны особо подчеркнул целесообразность обсуждения на площадке ОНФ серьёзных инициатив в сфере образования. Обсуждение это во что бы то ни стало надо продолжить с непосредственным участием представителей профессионального сообщества, общественных организаций, родителей. По результатам такого обсуждения в нашу школу, к примеру, вернулось в новой форме итоговое сочинение. Глава государства заявил, что Правительству необходимо оценить, насколько эффективен учёт результатов Единого государственного экзамена школьника при аттестации педагога и установлении уровня его заработной платы, поддержал идеи о возвращении в высшую школу испытанного пятилетнего специалитета для целого ряда важнейших образовательных направлений. Сам формат работы в Пензе мне представляется очень эффективным. Ведь мы на деле убедились: нужно самое короткое время, чтобы тщательно продуманные специалистами, наболевшие вопросы  образования и воспитания в России получили прямую поддержку лидера ОНФ – Президента страны, а в целом ряде случаев были бы оформлены как прямое задание Правительству и его структурам».

Декан факультета психолого-педагогического и специального образования Р.М. Шамионов выступил на дискуссионных площадках, посвящённых дебюрократизации системы образования и миссии образования и педагога. На них речь шла о снижении количества отчётных и мониторинговых документов, которые готовят образовательные учреждения. Участники дискуссий высказали предложение приостановить на время реформы в системе образования, чтобы иметь возможность оценить результаты нововведений, вступивших в силу за последние 10–20 лет. «Работа на подобных дискуссионных площадках оказалась очень продуктивной, ведь на них собрались представители разных уровней образования. Это позволило нам рассмотреть актуальные вопросы с разных сторон и сделать выводы, что проблематика этих вопросов схожая, поэтому решать их необходимо совместно. Данный форум стал отличной площадкой для этого», – отметил Раиль Мунирович.

Заведующая кафедрой педагогики Е.И. Балакирева приняла участие в работе дискуссионной площадки «Качество образования в России: традиции и развитие» и круглого стола «Дошкольное и школьное образование: как и кто должен оценивать?». Выступление Екатерины Игоревны было посвящено возможным подходам к оценке школьного образования. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых на форуме. Итоги обсуждения были вынесены на пленарное заседание. Одним из предложений стала отмена ЕГЭ как единственно возможной формы итоговой аттестации. «Большинство участников дискуссии высказали мнение о необходимости изменения правил сдачи Единого госэкзамена, в частности, нами было высказано предложение оставить возможность сдавать ЕГЭ только тем школьникам, которые планируют поступать в вуз, остальным предоставить право получать аттестат. Ещё одним важным моментом, который вызвал активную дискуссию, стал вопрос подготовки педагогических кадров: насколько выпускник-бакалавр педагогического образования готов к работе в школе. Многие участники отметили низкий уровень профессионализма молодых педагогов. В связи с этим возникло предложение о необходимости возвращения к специалитету, что будет способствовать более качественной подготовке будущих педагогов», – прокомментировала своё участие Екатерина Игоревна.

А.Н. Чумаченко, размышляя о значении форума, отметил, что прошедшее мероприятие показало, что в системе российского образования существует ряд проблемных точек и спорных вопросов, которые требуют совместного решения на всех уровнях. «Все обсуждения были выстроены в конструктивном русле. Уверен, что часть предложений, озвученных на форуме, будет в дальнейшем отражена в государственной политике в области образования», – резюмировал Алексей Николаевич.