Skip to main content Skip to search

Константинова
Ольга
Александровна

Associate Professor
Education: 
Саратовский государственный педагогический институт, 1993 г., дефектология
Thesis and academic degrees: 
PhD in Education , Гендерный подход к обучению школьников, 2005 г.
Research Interests: 
Гендерный подход в обучении школьников
Диагностика и коррекция речевого развития детей
Нарушения письменной речи у школьников
Общий стаж: 
34 года
Стаж по специальности: 
34 года
Work experience: 
Associate Professor , кафедра логопедии и психолингвистики, с 1998 по н.в.
Other Administrative Positions: 

1990-1996гг.: учитель-логопед в МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №3" г. Саратова

1998-по наст. время: ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры логопедии и психолингвистики СГУ

Biography: 

Учителя:

Балаева Валерия Ивановна - к.п.н., доцент,

Тельтевская Нателла Вахтанговна - д.п.н., профессор,

Седов Константин Федорович - д.ф.н., профессор.

 

Преподаваемые дисциплины: 
Логопедия: нарушения письменной речи; системные нарушения речи
Система коррекционно-логопедической работы в школе
Основы логопедии
Логопедическая работа по предупреждению нарушений письменной речи
Афазия и восстановительное обучение
Комплексный подход к диагностике речевых нарушений
Логопедическая практика
Main Publications: 

Монография

Гендерный подход к обучению школьников – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 122с. (в соавт.: с Тельтевской Н.В.).

Статьи в ведущих рецензируемых журналах:

Константинова О.А. Саратовская логопедическая школа: истоки и современные направления исследований // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 6. – С. 141–152. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2306.13 (соавт.: Крючков В.П., Есипова Т. В.)

Константинова О.А., Крючков В.П., Кощеева О.В. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университете. 2020. № 6 (212). — С.99-107. https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2020&issue=6&article_id=7902

Использование модуль-системы обследования речевой функции у пожилых пациентов при различных формах афазии // Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский журнал. Том 23. № 9-10 2017 (сентябрь-октябрь). С.95 ISSN 1607-2499. Импакт-фактор РИНЦ 0,234 (2016) (в соавт. с Циклаури И.Н.)

Опыт применения накожной электростимуляции аппаратом vocastim – master у больных пожилого возраста неврологического отделения с диагнозом нейрогенная дисфагия // Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский рецензируемый журнал.№ 9-10, 2018. С. 98.ISSN 1607-2499.  (в соавт.с Здвижковой С.В.) https://kg.newdiamed.ru/issue/id65003/id65945

Логопедическая работа со взрослыми пациентами с дизартрией в неврологическом отделении // Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский рецензируемый журнал. №9-10, 2019. ISSN 1607-2499. (в соавт. с Гаранькиной И.А.) https://kg.newdiamed.ru/issue/id99272/id99359

Статьи:

Способ обучения навыкам чтения с помощью многофункциональной игры «Логофон».  X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 24–26 октября 2022 г.: Сборник материалов конференции / Под общ. ред. к.б.н. Е. И. Гальпериной.—СПб.: изд-во ВВМ, 2022.— 164 с. ISBN 978-5-9651-1435-1. - С.66 (в соавт. с Поповой М.П.).

Методический инструментарий логопедического изучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей / редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет, 2022. – Вып. 5 : материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2022: традиции и инновации» 14–15 октября 2022 г., г. Саратов. – 640 с. : ил. – URL: https://sgu.ru/node/198644 – С. 319-328

Способ изучения словарных слов младшими школьниками.  PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – 319 с. – С. 92-97. (в соавт. с Поповой М.П.).

Анализ логопедических методик по формированию фонематических процессов. Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: Сб. научн. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция- 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов СГУ имени Н,Г, Чернышевского. 11-12 октября 2019) / научн. Ред. В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – С. 56-62 (в соав. с Богатыревой У.А.)

Изучение самостоятельной письменной речи у младших школьников: логопедический аспект.  Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: Сб. научн. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция- 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов СГУ имени Н,Г, Чернышевского. 11-12 октября 2019) / научн. Ред. В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – С.339-345 (в соавт. с Русаковой М.С.)

Организация коррекционной работы для обучающихся с РАС в рамках освоения АООП НОО// Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, 16-18 мая 2019 года. В 2-х ч. Ч.I/Под науч. Ред. Глузман Ю.В. – Симферополь : ИТ «Ариал», 2019. -264с. С.255-259 (в соавт. с Поляковой С.Н., Сидоренко Л.А.)  ISBN 978-5-907162-52-5 (ч.1), ISBN 978-5-907162-51-8. 

Нарушения речи у умственно отсталых пациентов психоневрологического интерната // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. – М.: Издательство «Перо», 2018. – Кбайт. [Электронное издание]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем, требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. – Загл. с экрана. ISBN 978-5-00122-696-3. С.483-494.

Особенности речи больных с афферентной моторной афазией. Междисциплинарные исследования в педагогике, психологии и медицине // Сборник научных статей по материалам Второй международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых 7 июня 2018. С. 18-30. (в совт. с Адиян Т.А.)

Опыт применения накожной стимуляции аппаратом vocastim у больных с ишемическим инсультом и нейрогенной дисфагии в комплексной реабилитации // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических тру-дов. IV выпуск/ Науч. Ред. В.П. Крючков; ред. – сост. Т.А. Бочкарева. – Саратов: Изд-во «Саратов-ский источник», 2018. – 210с. С.62-68. (в совт. с Здвижковой С.В.)

Психолингвистический подход к анализу дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников// Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. IV выпуск/ Науч. Ред. В.П. Крючков; ред. – сост. Т.А. Бочкарева. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. – 210с. С.74 -80

Педагогическая практика в системе подготовки магистров по логопедии. Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов  VI  Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (28апреля 2017) - Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2017. 

Изучение понимания смысла текстов младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи. Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: сб. научн. статей по материалам Всероссийской конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Научн. ред. В.П. Крючков; ред. сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017. С. 142-152.

Основные направления логопедической работы по профилактике и преодолению задержек речевого развития. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики:материалы II Международного конгресса по сложным нарушениям речи и поведения «Аутизм. Алалия. Инновации» (Москва, 1-3 апреля 2016 г.) /под общ. ред. Ж.В. Антиповой, О.И. Азовой. - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016.– С. 111-124.

Сравнительный анализ системы восстановительной работы при акустико-гностической (сенсорной) и афферентной моторной афазии в ранней постинсультной стадии. Реабилитация, абилитация и социализация: Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 334-342[Электронное издание].

Изучение и пути формирования связной речи у дошкольников. Изменяющийся мир: общество, государство, личность: сб. материалов IV международной научной конференции (09 апреля 2015 г.). Часть 1 (разделы 1-10). – Саратов: ИЦ «Наука», 2015.– С.535-542.

Сравнительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников. Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конференции. Саратов, 18 февраля 2015 г.Часть1/ под общ. Ред. И.М. Ильковской. - Саратов ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – С.273-279.

Системный анализ современного логопедического урока. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. Саратов: Амирит, 2015.– С.75-78. (в соавт.: с Балаевой В.И.).

Нарушения письменной речи у школьников с нарушениями зрения. Научное обозрение: гуманитарные исследования. №9,2015.С.25-29.

Особенности коммуникативной структуры письменных текстов младших школьников Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Электронное издание. – М.: Издательство «Перо», 2015. – С.354-359.

Отечественные и зарубежные исследователи о нарушениях письменной речи // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. — Саратов: Изд-во «Буква», 2014.С. 34-40. (в соавт.: с Гречишниковой А.А.).

Основные направления по формированию слоговой структуры слова у дошкольников // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. Саратов: Изд-во «Буква», 2014.  – С. 43-46. (в соавт.: с. Елатонцовой М.С.).

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. – Саратов: Изд-во «Буква», 2014. – С.127-133. (в соавт.: с Сарминой М.В.).

Использование творческих заданий в процессе профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. и мет.  тр.. – Саратов: Изд.центр «Наука», 2014. – С.61-68.(в соавт.: с Сарминой М.В.).

Логопедическая практика в системе подготовки учителей-логопедов. Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. и мет. тр.– Саратов: Изд.центр «Наука», 2014. – С.153-169.

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: Материалы Междунар. научно-практ. конф., 28 окт. 2013г. / под общ. ред. доц. Ж.В. Антиповой. - М.: НОУ ВПО МПСУ, 2013. - С.38-50. 

Нарушения письменной речи у школьников: современные методики коррекции // Школьный мир. 2013. №6. - С.65-71. Свид. о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-43-63.

Обучение чтению ребенка с ранним детским аутизмом // Комплексный подход к работе с детьми с ранним детским аутизмом и вопросы подготовки специалистов: сб. науч. трудов. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013.

Нарушения письменной речи у школьников: современные методики коррекции // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. трудов. - Саратов: Изд-во «Наука образования», 2013. – С. 99-104.

Методические рекомендации к проведению системного анализа логопедического урока (занятия) // Образовательные технологии в коррекционном процессе: сб. научно-метод. тр. с международным участием. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – С. 188-191.

Особенности внимания у дошкольников с общим недоразивтием речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: материалы I межд. научн. конф., посвященной памяти д-ра наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г.  – Спб.: ЛГу им. А.С. Пушкина, 2012. – С.192-196. 

О гендерной доминанте личностно ориентированного обучения // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С.129-134. (в соавт.: с Тельтевской Н.В.).

О системном анализе современного логопедического урока // Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития: материалы Всерос. научн.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. Р.Е. Левиной. 17-21 ноября 2008 года. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С.52-54. (в соавт.: с Балаевой В.И.).

Учебно-методические работы

 

Логопедическая практика магистрантов: учебно–методическое пособие. – Москва: Издательство "Перо", 2023. – 15 Мб. 199 с. ISBN 978-5-00218-872-7 [Электронное издание].(соавт.: Крючков В.П., Ментюкова Е.С.).

Программа логопедической практики студентов (учебное пособие). – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. – 2003. – 44 с. (в соавт.: В Балаевой В.И.).

Логопедическая практика студентов (учебно-методическое пособие).– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. – 2007. – 90 с. (в соавт.: В Балаевой В.И.).

Логопедическая практика в школе (учебное пособие). аратов: ИЦ «Наука», 2012. – 64 с.