Skip to main content Skip to search

Тарасова
Людмила
Евгеньевна

Associate Professor
Education: 
Ульяновский государственный педагогический института им. И.Н. Ульянова, 1976 г., Преподаватель педагогики и психологии, методист по дошкольному образованию
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Thesis and academic degrees: 
PhD in Education , Формирование коллективного внимания, 1998 г.
Research Interests: 
Психология внимания
Коллективное внимание
Педагогическое общение
Адаптация обучающихся
Общий стаж: 
44 года
Стаж по специальности: 
44 года
Work experience: 
Associate Professor , кафедра педагогической психологии и психодиагностики, с 2013 по н.в.
Регалии:
Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, 2003 г.
Other Administrative Positions: 

Ассистент кафедры психологии СГПИ им. К.А. Федина с 1980 г.

Старший преподаватель кафедры психологии СГПИ им. К.А. Федина с 1994 г.

Доцент кафедры психологии образования ПИ СГУ с 1999 г.

Зав. кафедрой психологии с 2004 г.

Honors and Awards: 
Памятная медаль «За особые заслуги перед Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского»., 2019 г.
Преподаваемые дисциплины: 
Общая и экспериментальная психология
Психология
Main Publications: 
 

Тарасова Л.Е. Личностные особенности студентов с разными типами академической мотивации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 5 (219). – 2023. С.533-537 DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p533-537

Тарасова Л.Е. Дистанция в структуре социальных отношений // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 1(215). – 2023. – С.597-600. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p597-600

Тарасова Л.Е. Психологическая помощь в кризисной ситуации субъектам образовательной среды// Кризисные коммуникации: долгосрочная стратегия vs ситуативная реакция: сб. мат. по рез-там науч.-практ. конф. (27 мая 2021 г. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов) /под ред О.Ю. Голуб, Е.В. Сергеева. – Саратов, Изд-во «Саратовский источник», 2022 – 59 с. – С. 38-41.

Тарасова Л.Е. Внешний компонент в структуре академической мотивации студентов // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: М.В. Григорьева, М.С. Ткачева, Р.М. Шамионов [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2022. – Вып. 30. – 316 с. – C. 259 – 264. ISSN: 2658-5812.

Тарасова Л.Е. Изучение адаптационного потенциала выпускников школы//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 2 (204) – 2022. С. 531-534

Тарасова Л.Е. Исследование дискриминационных установок в отношении  к представителям молодёжных субкультур//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 5 (207) – 2022. С.580-583.

Тарасова Л.Е. Психологическая помощь в кризисной ситуации субъектам образовательной среды// Кризисные коммуникации: долгосрочная стратегия vs ситуативная реакция: сб. мат. по рез-там науч.-практ. конф. (27 мая 2021 г. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов) /под ред О.Ю. Голуб, Е.В. Сергеева. – Саратов, Изд-во «Саратовский источник», 2022 – 59 с. - С. 38-41.

Тарасова Л.Е. Политическая активность студентов в зависимости от половой принадлежности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 446-451. DOI: 10.34835/ISSN.2308-1961.2021.8.p. 446-451  

Тарасова Л.Е. Перфекционизм в контексте субъективного благополучия личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 520-525. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p с.520-525

Тарасова Л.Е. Взаимосвязь трасспективы личности с дискриминационными установками//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2020. – № 3 (181). – С. 535-541.

Тарасова Л.Е. Социальные представления первокурсников о ценности высшего образования // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева, М. С. Ткачева [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2020. – Вып. 28 –  442 с. С.307-313.

Тарасова Л.Е. Представления студентов о рисках получения высшего образования // Образование в современном мире : сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2020. Вып. 15. 416 с. С.402-406.

Тарасова Л.Е. Исследование дискриминационных установок городской и сельской студенческой молодежи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN319.pdf

Тарасова Л.Е. Современные риски становления профессионала //Образование в современном мире: сб.науч.ст/под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2019. Вып.14. 412с. С.392-397 –ISSN 1996-45IX

Тарасова Л.Е. Психологическое здоровье первокурсников как показатель адаптации к вузовскому обучению// Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р.М. Шамионов (гл. ред), М.А. Кленова [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2019. – Вып. 27 – 420 с.  С. 324-333.

Тарасова Л.Е. Гуманизация психолого-педагогического сопровождения становления будущего специалиста// Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 14-15 марта 2019) . / Науч. ред. Е.А. Александрова. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 425 с.  С. 206-211. [Электронное издание] ISSN (online): 2658-736X

Тарасова Л.Е. Параметры адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении// Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. Материалы VII Междунар. науч..конф., посв. 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского 15 апр.2019 С. 770-777.

Тарасова Л.Е. Современные угрозы безопасности детей в семье // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов конференции «Семья и дети в современном мире». Том V. / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 1054 с. С.895-899Тарасова Л.Е. Взаимосвязь самоотношения с трансспективой личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Тарасова Л. Е. Анализ дискриминационных установок студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 320-325. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-320-325

Тарасова Л.Е. Анализ дискриминационных установок в культурно-историческом аспекте // Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №2. Том 6. ISSN 2309-4265

Тарасова Л.Е. Субъективные риски дистанционного образования//Образование в современном мире: сб.науч.ст/под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2018. Вып.13. – 408 с. – C. 387-392.  ISSN 1996-45IX

Тарасова Л.Е. И.В. Страхов о педагогическом такте при осуществлении контроля и оценки знаний//Страховские Чтения-2018: Материалы международной научно-практической конференции: сб. науч. тр. / Под редакцией М.С. Ткачевой (отв. ред.), М.В. Григорьевой, Р.М. Шамионова. – Мбайт. [Электронное издание] С. 297-302

Тарасова Л.Е. Проявление дискриминационных установок в поведении лиц с разным типом этнической идентичности//Страховские Чтения-2018: Материалы международной научно-практической конференции: сб. науч. тр. / Под редакцией М.С. Ткачевой (отв. ред.), М.В. Григорьевой, Р.М. Шамионова. – Мбайт. [Электронное издание] С. 303-312

Тарасова Л. Е. Гуманизация педагогического общения в образовательном пространстве вуза// Гуманизация образовательного пространства: Сб.науч.ст. по мат. Международ.Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г.Саратов, 15-16 марта 2018)./Науч.ред. Е.А.Александрова; ред-сост. Н.Н.Саяпина. – М.: Изд-во «Перо», 2018. – 439 с.  С. 265-270. [Электронное издание] ICBN 978-5-00122-644-4

Тарасова Л.Е. Актуализация потенциала развития дошкольников с задержкой психического развития // Научные тенденции: педагогика и психология: Сб. науч. тр. по мат. IX международной научн.-практ. конф.. СПб: Изд-во ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. С. 42-47. SPLN 001-000001-0170-РР

Тарасова Л.Е. Исследование адаптационной готовности учащихся среднего звена школы // Психология, педагогика и образование в условиях инновационного развития / Сб. науч. тр. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2017. 48 с. С. 26-34. ISBN-978-5-906978-05-9

Тарасова Л.Е. Ноосферный модус самопознания субъектов образования // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. Межвузов. сб. науч. тр. Вып. 15. 191 с. С. 56-61. ISBN 978-5-91879-724-2

Тарасова Л.Е. Психологическая комфортность образовательной среды вуза и ее взаимосвязь с адаптацией // Социальная психология личности и акмеология: сб.мат. Международ. науч.-практ. конф. / под ред. Р. М. Шамионова (отв.ред.), М. А. Кленовой. М.: Изд-во «Перо», 2017. С. 296-301. ISBN 978-5-906997-74-6

Тарасова Л.Е. Психологические риски в образовательной среде // Образование в современном мире. Сб.науч.ст. / под ред. Ю.Г. Голуба. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017. Вып. 12 416 с. С. 394-400. ISBN: 1996-451X

Тарасова Л.Е. Экологическое сознание как предиктор экологической культуры // Взаимодействие власти, общества и бизнеса в решении экологических проблем: материалы Х Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России (30 июня 2017 г.): сб. науч. ст. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017. 260 с. С. 217-221. ISBN 978-5-91879-749-5

Тарасова Л.Е. Этническая идентичность учащихся-мигрантов как условие адаптации к образовательной среде // Этнокультурное образование в современном мире: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» (г. Саратов, 18-20 апреля 2017) / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. И.В. Кошкина. М.: Изд-во «Перо», 2017. 880 с. С. 737-743. [Электронное издание] ISBN 978-5-906961-68-6 

Тарасова Л.Е. Роль самопознания в развитии адаптационных способностей первокурсников // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. М.: Изд-во «Перо», 2017. 541с. С. 473-477. 4 Мбайт. [Электронное издание] ISBN 978-5-907016-85-9

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса в среднем звене школы/Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества /М.В. Григорьева, А. Р. Вагапова,  Л. Е. Тарасова [и др]; под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. -124 с. – С.22-40. ISBN 978-5-292-04380-5.

Экологичность педагогического взаимодействия в образовательном пространстве//Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: Межвузов. сб. науч. тр. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2016. – Вып. 14. – 180 с. – С. 52-57. ISBN 978-5-91879-630-6  500 экз.

Стратегии совладающего поведения жертв в условиях моббинга//Социальный мир человека. – Вып. 6: Материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», 14-16 апреля 2016 г./под ред. Н.И. Леонова. – Ижевск: ERGO, 2016. – 368 с. (Серия «Язык социального»). С. 138-142.  ISBN 978-5-98904-257-9

Тарасова Л.Е. Социально-психологическое пространство в структуре экологического сознания человека/ Материалы  научно-практической конференции «Риски в социально-территориальном пространстве современной России». Саратов: -  Изд-во «Саратовский источник»,2016.  218 с. С.194-197. ISBN 978-5-91879-662-7

Тарасова Л.Е. Выбор копинг-стратегий как механизм преодолевающей адаптации// Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). – М.: Издательство «Перо», 2016. – 980 с.- С.943-948 [Электронное издание] ISBN 978-5-906883-04-9

Тарасова Л.Е. Субъективное благополучие как ценность бытия личности//Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 7-8 мая 2015. СПб: Изд-во «КульИнформПресс», 2015. – 174 с.-  С. 141-143

Тарасова Л.Е. Теоретический анализ понятия «адаптационная готовность»// Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 7-8 мая 2015. СПб: Изд-во «КульИнформПресс», 2015. – 174 с.-.С. 143-146.

Тарасова Л.Е. Адаптация студентов и социально-психологический комфорт образовательной среды вуза / 7-я Российской конференция по экологической психологии. Тезисы/ отв.редактор М.О. Мдивани – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАУ» СПб.: Нестор-История, 2015 – 496с. С.433-436 / ISBN 978-5-4469-0389-5

Тарасова Л.Е. Социально-психологическая адаптация в инклюзивном образовании// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Система реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научные подходы и практическая реализация». –СГУ, 2015

Тарасова Л.Е. Гуманность как фактор адаптации в системе межличностных отношений «педагог - педагог» //Материалы конференции «Новейшие концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: опыт, традиции, инновации, эффективная стратегия развития»,  2-3 октября 2015 года,  Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «Культ-ИнформПресс», 2015. – 199 с. – С. 62-64. ISBN 978-5-8392-0547-5

Тарасова Л.Е. Психологическая помощь подросткам-инвалидам//Материалы Международной конференции «Социокультурная интеграция и специальное образование» . Сб.науч. ст. Электронное издание. – М.: Изд-во «Перо», 2015. – 552 с. – С. 333- 340. ISBN 978-5-00086-780-8

Психологическое благополучие студентов на этапе адаптации к образовательной среде вуза. Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014.№ 4. 395-403. ISSN 1814-733Х 500 экз.

Психологическое сопровождение процессов  адаптации первокурсников к образовательной среде вуза. Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014.№2 ISSN 1814-733Х 500 экз.

Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежиИзвестия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 27-30.

Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационных способностей старшеклассников. Известия Сарат.ун-та. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – Вып.2 – Т.1. 2012. – С. 21-25. ISSN 2304-9790. Тираж 500 экз.

Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развитияИзвестия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. С. 18-21. ISSN 1814-733Х 500 экз.

Социализация и ресоциализация личности: нормативность и процессуальностьИзвестия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 12. № 4. С. 22-26.

Межпоколенное взаимодействие как один из факторов социализации и адаптации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2012 Т.1. Вып. 4 С. п.л., ISSN 1814-733Х 500 экз.

Глава в коллективной монографии

Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества /М. В. Григорьева, А. Р. Вагапова,  Л. Е. Тарасова [и др]; под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. -124 с. : ил. ISBN 978-5-292-04380-5. Глава Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса в среднем звене школы. – С.22-40. 

Учебно-методические публикации

Практикум по дисциплине "Психология"  Ч. 2 : Возрастная психология. - Саратов, 2019. - 206 с. : табл. - Библиогр.: с. 188-192 (93 назв.). - ISBN 978-5-9758-1708-2 : Б. ц.  [Электронный ресурс ]   ID= 2439 (дата размещения: 21.11.2019)

Практикум по дисциплине Психология. Ч.2. Возрастная психология: учебно-методическое пособие/Ред.-сост. Л. Е. Тарасова. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2018. - 204 с.  ISBN 978-5-9758-1708-2

Тарасова Л.Е. Практикум по дисциплине «Психология». Ч. 1 «Общая психология» : учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2017. 235 с. ISBN 978-5-9758-1675-7

Тарасова Л.Е. Формирование адаптационной готовности личности к образовательной среде: учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2017. 144 с. ISBN 978-5-9758-1674-0.

Девиантология [Электронный ресурс] / сост. Л. Е. Тарасова. - Саратов : [б. и.], 2014. - 111 с. - Б. ц. - http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/949.pdf  ID 949

Основы виктимологии  [Электронный ресурс] сост. Л. Е. Тарасова. - Саратов : [б. и.], 2014. - 111 с. - Б. ц. - http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1044.pdf  ID 1044

Практикум по дисциплине «Психология общения и невербальной коммуникации» Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] / Л. Е. Тарасова. - Саратов : [б. и.], 2015. - 81 с. - Б. ц.Текст    ID= 1335 (дата размещения: 15.09.2015

Психология отклоняющегося поведения: учеб.- метод. пособие для студ. пед. и психолог. специальностей. - Саратов: ЦДУ «Ризоп», 2009. – 70 с. - 4,38 п.л. - 300 экз.-  ISBN 978-5-91272-500-4
Страхов В.И., Тарасова Л.Е., Шамионов Р.М. Социализация внимания. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – 232 с. - 14,5 п.л. - 300 экз. - ISBN 978-5-9999-0548-2