В понедельник, 18 марта, в рамках серии мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму прошла встреча студентов с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики, экспертом-лингвистом Д.В. Калужениной. Лектор рассказала студентам, как не стать жертвой телефонных мошенников.
Несмотря на меры безопасности, предпринимаемые против действий мошенников, появляются новые способы обмана населения. Дарья Васильевна представила классификацию основных форм преступлений в этой сфере, рассказала о том, как действовать в случае нежелательных звонков и сообщений, в том числе в мессенджерах, как сохранить свои финансовые средства и конфиденциальность персональных данных.
Чтобы не стать жертвой мошенников, стоит обращать внимание на то, с каких телефонных номеров поступают звонки. Необходимо проверять информацию, поступающую от лиц, представляющихся работниками банка, сотовыми операторами, представителями государственных служб и правоохранительных органов. Тема разговора может быть любой, но если собеседник сводит разговор к обсуждению денежных средств, скорее всего, это мошенник. Более того, представители официальных структур никогда не будут использовать мессенджеры или социальные сети, чтобы сообщить абоненту важную информацию. А если в переписке или разговоре вы обнаруживаете, что неизвестный собеседник запугивает, торопит принять важное решение, необходимо прервать связь и заблокировать номер. «Важно помнить, что у вас есть полное право не говорить по телефону, даже если на другом конце провода вас убеждают в обратном», – подчеркнула Дарья Васильевна.
В ходе встречи лектор объяснила, по каким схемам работают телефонные преступники, обратила внимание на психологические уловки, к которым они прибегают, привела несколько примеров, когда граждане становились жертвами противоправных действий. Особенно она обратила внимание на уязвимость пожилых людей и детей. Рекомендовала студентам выстроить доверительные отношения со своими близкими, рассказать им, какие звонки являются мошенническими, а также объяснить основные правила безопасности в ситуации нежелательного звонка.
Дарья Васильевна особо подчеркнула, что жертва мошенников не только может лишиться средств, но ее могут склонить к участию в противоправных действиях: от спонсирования экстремистских организаций под прикрытием благотворительных переводов до совершения уголовных преступлений в обмен на обещание вернуть денежные средства.
«Не подвергайте себя опасности. Если вам поступают сомнительные звонки и сообщения, реагируйте спокойно и оценивайте ситуацию критически. Не торопитесь принять решение, касающееся ваших персональных данных или финансов. И никогда не стыдитесь попросить помощи у знакомых, родных, друзей, компетентных органов, если вы заподозрили мошенничество или попались на уловки преступников. Берегите себя и своих близких. Лучший совет в ситуации, когда вы столкнулись с телефонным мошенником, – положите трубку и не вступайте в разговор. Попытка переубедить или разыграть мошенников тоже может привести к негативным последствиям», – подытожила эксперт.
Валерия Перепелова