Skip to main content Skip to search

На факультете ППиСО обсудили подготовку специалистов-дефектологов в вузах

30 October, 2023 - 17:30

На факультете ППиСО обсудили подготовку специалистов-дефектологов в вузах

Authors:
Text: 
Даниил Пронин по информации факультета ППиСО
Photo: 
Дмитрий Ковшов
Даниил Пронин

27 и 28 октября на факультете психолого-педагогического и специального образования СГУ прошла международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2023. Теория и практика подготовки специалистов в системе высшего дефектологического образования».

Научная встреча посвящена Году педагога и наставника, 45-летнему юбилею факультета ППиСО. Цель конференции – анализ и обсуждение актуальных проблем подготовки дефектологических кадров в системе высшего образования. С докладами выступили более 200 человек из разных городов России и других стран.

Открытие конференции посетили заместитель министра образования региона – начальник управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних Г.В. Калягина, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова.

Модераторами пленарного заседания стали заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики В.П. Крючков и заместитель декана ППиСО по научной работе, доцент кафедры логопедии и психолингвистики О.В. Кощеева.

С приветственным словом к участникам обратилась проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова: «В этом году конференция посвящена актуальной и значимой для университета теме подготовки дефектологических кадров в вузах. СГУ имеет богатую историю становления системы подготовки кадров для служб и учреждений, которые оказывают профессиональную психолого-медико-педагогическую помощь детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В настоящее время в университете создана серьёзная инфраструктура, которая позволяет осуществлять как научно-исследовательскую работу, так и вести образовательный и воспитательный процесс, адаптацию, реабилитацию студентов с ОВЗ, готовить высококлассных специалистов. Выпуск востребованных специалистов, это одна из ключевых задач вуза».

Первой с докладом выступила заместитель министра образования региона – начальник управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних Г.В. Калягина. Галина Владимировна рассказала о состоянии и перспективах специального образования в Саратовской области. В регионе дети с ОВЗ и инвалидностью имеют возможность выбрать свой образовательный маршрут в сфере специального, интегрированного и инклюзивного образования. Важную роль играют центральная и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, которые в прошлом учебном году обследовали свыше 8,5 тысяч детей. Создание современной инфраструктуры специального образования – приоритетное направление работы страны и региона.

Директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии Московского педагогического государственного университета А.А. Алмазова рассказала о ключевых задачах и направлениях трансформации системы подготовки педагогов.

О современных реалиях подготовки логопедов для медицинских организаций и готовности выпускников к реабилитационной работе по преодолению речевых и других нарушений у взрослых с тяжёлой черепно-мозговой травмой говорили декан факультета специального (дефектологического) образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Л.М. Кобрина, начальник клиники и кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Минобороны России И.В. Литвиненко и доцент кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина С.М. Лосева.

Профессор кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного СГУ О.В. Мякшева раскрыла тему «Лингвокреативность в речи ребёнка как проявление своеобразия в его освоении мира». Преподаватель A.T. Still University штата Миссури Е.В. Бруно в онлайн-формате поделилась спецификой работы логопеда в глобальном пространстве.

О подготовке логопедов в исторической перспективе и современности рассказали заведующая кафедрой логопедии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Л.В. Лопатина, профессор кафедры управления образованием Новосибирского государственного педагогического университета Л.Б. Баряева, доцент кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена М.Г. Ивлева.

Вторую часть пленарного заседания конференции открыла заведующая кафедрой специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета И.М. Яковлева. Ирина Михайловна представила доклад об особенностях формирования профессионально-личностных качеств у будущих специальных педагогов.

Актуальные проблемы подготовки специалистов к проведению логопедического обследования, формулировке логопедических заключений, составлению рабочих программ для лиц с ОВЗ и работе с нормативными документами осветила в своём выступлении ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования О.Е. Грибова.

О взаимодействии между личностью и профессией педагога-дефектолога говорила и.о. заведующей кафедрой логопедии Московского городского педагогического университета И.А. Филатова. В докладе доцента кафедры логопедии Московского психолого-социального университета, директора медицинского центра «Логомед» О.И. Азовой были отражены вопросы включения в профессиональное сопровождение молодых специалистов-дефектологов супервизии и интервизии.

Завершил пленарное заседание доклад заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики СГУ В.П. Крючкова. Говоря о ядре и «периферийных» компонентах новых программ подготовки учителей-логопедов, Владимир Петрович особенно подчеркнул значимость включения в них таких дисциплин гуманитарной направленности, как психолингвистивка, этносоциолингвистика, художественная словесность, история логопедии.

Работа конференции была продолжена в рамках десяти секций, в которых приняли участие более 100 руководителей, педагогических и других работников реабилитационных центров, детских садов, школ, медицинских учреждений из разных городов России.

В рамках конференции были проведены мастер-классы по вопросам комплексного сопровождения процесса обучения, воспитания, социализации и адаптации лиц с нарушениями развития.

Большой интерес вызвал конкурс студенческих научно-исследовательских работ, в котором приняли участие около 20-ти студентов из вузов Саратова, Москвы, Калининграда.