Желательно чередовать традиционную форму лекционных занятий с описанной, чтобы у студентов развивались не только организационные качества, но и сформировалась материальная база.
Как правило, занятия по определенной дисциплине проводятся раз в неделю, поэтому времени на подготовку у студентов достаточно - неделя.
Чаще всего литература связана с теоретической базой, а как выстроить сам фрагмент урока и какие применить средства учащиеся выбирают сами. Это их творческая деятельность.
Можно, это позволит развить творческий потенциал студентов.
Для учащихся, которые планируют участие в олимпиадах, предусмотрены цепочки более высокого уровня сложности. Однако, в рамках данной статьи, акцент сделан на основную массу учащихся в классе, которые планируют сдавать ЕГЭ.
Какие варианты работ можно использовать в 8 классе, чтобы они могли описать эксперимент не только с качественной стороны, но и написать уравнения протекающих реакций?
Для того, чтобы учащиеся смогли описать эксперимент не только с качественной стороны, но и смогли написать уравнения протекающих реакций, можно проводить с ними мини-исследования после изучения определенной темы
Чтобы дети увидели связи химии и окружающего мира, нужно постоянно приводить примеры этой связи на уроке. Чтобы дети что-то посмотрели, что-то потрогали, узнали какой-нибудь интересный факт, но на это не всегда хватает времени. К тому же если ребёнок "споткнулся" на изучении одной из тем в 8 классе (в период, когда изучаем основы) и не смог догнать остальных, то он теряет интерес к предмету, потому что не понимает его, и потом чтобы вернуть такого ребенка в образовательный процесс нужно ему помочь "наверстать" упущенное и вовлечь его вновь в учебный процесс, а в силу большой нагрузки у учителей, иногда это бывает практически не осуществимо.
Возможно ли применение контекстных задач не только в рамках внеурочной деятельности, но и на уроках? Какие могут быть ограничения применения контекстных задач на уроках химии?
Безусловно, контекстные задачи можно применять на разных этапах урока в зависимости от желаемых результатов и способов деятельности. Контекстную задачу можно использовать для создания проблемной ситуации на этапе целеполагания; для проверки знаний учащихся на этапе актуализации знаний либо на этапе контроля; для закрепления пройденного на уроке материала. В качестве ограничений применения контекстных задач на уроке химии можно выделить: ограничение во времени и объёме задачи. В рамках урочной формы обучения невозможно решить контекстную задачу с большим количеством вопросов, поэтому приходится использовать более сжатые и ёмкие контекстные задачи.
Есть классификации общеучебных умений : коммуникативные, оргуправленческие и познавательные или интеллектуальные1. К познавательным можно отнести такие умения, как: видеть проблему, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, наблюдать, структурировать материал, доказывать свои суждения, сотрудничать. На наш взгляд, особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи. Однако его полноценное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах данное умение не выступает в качестве предмета специального усвоения, а в школьной практике зачастую применяется трансляция готовых знаний (репродуктивный материал), что не способствует развитию мышления. Поэтому мы выбрали эту тему для того чтобы показывать педагогам место этого умения в учебном процессе.
Уважаемые авторы! Чем обусловлен выбор полиаминобензолсульфоновой кислоты в качестве модификатора углеродных нанотрубок. И в чем состоят преимущества разработанной вами методики определения феруловой кислоты и ванилина по сравнению с существующими?
Контекстные задачи – эффективный инструмент подготовки учащихся к ЕГЭ. Решение контекстной задачи требует от учащихся не только определенных предметных знаний и умений, но и их системности, функциональности и умения использовать данные знания в нестандартной ситуации. Как правило, контекстные задачи охватывают практически все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по химии, поэтому, использование контекстных задач позволит учащимся закрепить свои знания, отработать умения и получить высокие баллы!
Правила работы в лаборатории регулярно затрагиваются на уроках химии во всех классах. Например, при выполнении лабораторных работ. Поэтому они могут свободно ориентироваться в этом материале.
Современные дети много времени проводят в интернете, где им часто попадаются красочные и эффектные опыты. У детей появляется ассоциация "химия - это красочные и эффектные опыты". Они приходят на уроки химии, и там они тоже ожидают красочные опыты,но на деле оказывается, что химия -это не только " вау"- опыты, но теоретические знания, решение задач и т.д. Дети ждут опытов, потому что они действительно их очень заинтересовали, поэтому от них можно услышать "я сегодня будут опыты?", " а мы будем что-то взрывать? " и т.д.
Уважаемая Любовь Филипповна! Причинами, в соответствии с которыми современные подростки выбирают тестирование в качестве средства контроля, являются: а) видимая "простота" ответа (можно наугад выбрать номер ответа, даже не зная правильного), б) быстрота проверки теста учителем и получение отметки учеником (в условиях пандемии учителя часто не успевают проверить традиционные письменные задания), в) отсутствие лишних записей (многие тестовые задания предусматривают в качестве ответа комбинацию цифр или число).
Технология Mind-карт может быть использована при изучении любых тем курса химии, так как позволяет систематизировать и упорядочить большой объем информации в сжатую форму. Но это требует сформированности навыка составления таких карт, поэтому эту технологию лучше использовать систематически.
Какими способами можно расширить кругозор учащихся в вопросах, касающихся прикладной химии? Можете ли Вы предложить готовый сборник заданий линии 26 ЕГЭ по химии, который будет полезным, как учащимся старших классов, так и для учителей химии?
В настоящий момент мы разрабатываем электронное пособие для подготовки учащихся к 26 заданию ЕГЭ. Пособие включает в себя как теоретическую, так и практическую часть(предусмотрены задания на каждую тему с разным уровнем сложности). Пособие будет полезно и для учащихся, и для учителей.
Да, конечно. Это облегчает систематизацию знаний учащихся. Используя составленные Mind-карты при подготовке к ЕГЭ, позволит быстро и эффективно повторить пройденный материал в сжатые сроки.
Я думаю, это связано с тем, что предмет химия – достаточно сложный предмет для многих учеников. Для его успешного усвоения недостаточно одного интереса к предмету. Необходимо и трудолюбие, и серьёзность в выполнении заданий, в том числе домашних. Освоение важнейших понятий и законов химии связано с большим объёмом самостоятельной подготовки каждого ученика. Эти проблемы можно решить, используя наиболее эффективные способы организации проблемного обучения: поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Для выявления различий между данными понятиями рассмотрим определения, встречающиеся в педагогической литературе.
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся. К контекстным относят задачи, содержание которых отражает ситуации, которые часто встречаются в реальной бытовой, производственной, общественной жизни
Интегрированные задания – это задания, в которых объединяются в блок несколько предметов.
Интегрированными называются задания, для выполнения которых нужно задействовать несколько навыков. Например: прочитать текст задачи, а затем устно ответить на вопрос.
Таким образом, контекстная задача – более широкое понятие, включающее в себя не только сочетание нескольких навыков или знаний по отдельным предметным областям, но и умение применить их для решения конкретной жизненной задачи.
Основной критерий - уровень знаний, которым владеют учащиеся и какие знания применяют при выполнении цепочек. 1 уровень - минимальные базовые знания о способах получения и химических свойствах веществ. 2 уровень - способность решать подзадачи, проводить логические связи условия синтеза - направление реакции. 3 уровень - ученик обладает углубленными знаниями по предмету, может предсказывать ход многостадийных превращений для неизвестных веществ.
На Ваш взгляд, из каких источников учащиеся могут почерпнуть знания о протекающих вокруг химических реакциях кроме учебников, чтобы могли порекомендовать?
На сегодня таких источников очень и очень много. Можно использовать книги: 1) Илья Леенсон "Тайная жизнь химических веществ"
2) Стрельникова Е. Н."Химия с Шерлоком Холмсом" и другие книги
Можно посмотреть в интернете (мы должны полнить, что в интернете не вся информация истинная), например, в Инстаграме есть страничка Лилии Сусиковой, которая разбирает составы разных средств обихода - из последнего - жидкое мыло, и говорит о роли каждого компонента в этом средстве. А в тик-токе есть Таня Котельникова, которая показывает опыты и объясняет почему происходит именно так.
Все зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Конечно, данный вид деятельности улучшил бы процесс усвоения изучаемого материала, но не все дети готовы самостоятельно изучать предмет и разбираться в нем.
Учитывая всю специфику предмета, применение данного подхода будет приносит положительный результат при работе в классах с углублённой программой.
Учебные ролики по производствам важнейших веществ, расположенные на платформе YouTube, а также многочисленные пособия и справочники для подготовки к ЕГЭ(Доронькин, Добротин, Медведев). Но если говорить о вопросах прикладной химии, то в настоящее время, к сожалению, нет ни одного пособия, где были бы приведены все сведения, необходимые для решения данного задания.
Так как задание рассчитано для учащихся 8 класса, то это предусматривает базовый уровень развития компетенции, но полностью компетенция будет сформирована к окончанию обучения
Так как задание рассчитано для учащихся 8 класса, то это предусматривает базовый уровень развития компетенции, но полностью компетенция будет сформирована к окончанию обучения
Для решения проблемы мы советуем использовать информационные таблицы вместе с интегрированными, контекстными задачами. Но в качестве примера была приведена только информационная таблица.
Комментарии
Абдулаева Э.Б., Пичугина Г.А.
Как часто можно использовать такую форму работы на лекции?
Какое время дается студенту на подготовку к вопросу изучаемому на лекции?
Дается ли список рекомендуемой литературы для проработки этого вопроса?
Возможно ли использовать такую форму работы на семинарских занятиях?
ОТВЕТ НА ВОПРОС КРЫЛАТОВОЙ Я.Г.
Желательно чередовать традиционную форму лекционных занятий с описанной, чтобы у студентов развивались не только организационные качества, но и сформировалась материальная база.
Как правило, занятия по определенной дисциплине проводятся раз в неделю, поэтому времени на подготовку у студентов достаточно - неделя.
Чаще всего литература связана с теоретической базой, а как выстроить сам фрагмент урока и какие применить средства учащиеся выбирают сами. Это их творческая деятельность.
Можно, это позволит развить творческий потенциал студентов.
Иншина Т.В., Филатова А.А.
Предусматриваются ли отдельные задания для учащихся готовившихся к олимпиадам?
Ответ на вопрос Крылатовой Я.Г.
Для учащихся, которые планируют участие в олимпиадах, предусмотрены цепочки более высокого уровня сложности. Однако, в рамках данной статьи, акцент сделан на основную массу учащихся в классе, которые планируют сдавать ЕГЭ.
Искалиева О.Б., Акмаева Т.А., Кожина Л.Ф.
Какие варианты работ можно использовать в 8 классе, чтобы они могли описать эксперимент не только с качественной стороны, но и написать уравнения протекающих реакций?
Яна Крылатова
Для того, чтобы учащиеся смогли описать эксперимент не только с качественной стороны, но и смогли написать уравнения протекающих реакций, можно проводить с ними мини-исследования после изучения определенной темы
Ищенко Н.А., Кожина Л.Ф.
Как Вы думаете, почему у учащихся часто не возникает взаимосвязи между изучаемыми понятиями в курсе химии и явлениями, протекающими в обычной жизни?
Теория и методика обучения химии
Чтобы дети увидели связи химии и окружающего мира, нужно постоянно приводить примеры этой связи на уроке. Чтобы дети что-то посмотрели, что-то потрогали, узнали какой-нибудь интересный факт, но на это не всегда хватает времени. К тому же если ребёнок "споткнулся" на изучении одной из тем в 8 классе (в период, когда изучаем основы) и не смог догнать остальных, то он теряет интерес к предмету, потому что не понимает его, и потом чтобы вернуть такого ребенка в образовательный процесс нужно ему помочь "наверстать" упущенное и вовлечь его вновь в учебный процесс, а в силу большой нагрузки у учителей, иногда это бывает практически не осуществимо.
Феоктистова А.А., Кожина Л.Ф.
Возможно ли применение контекстных задач не только в рамках внеурочной деятельности, но и на уроках? Какие могут быть ограничения применения контекстных задач на уроках химии?
Ответ на вопрос Крылатовой Я.Г.
Безусловно, контекстные задачи можно применять на разных этапах урока в зависимости от желаемых результатов и способов деятельности. Контекстную задачу можно использовать для создания проблемной ситуации на этапе целеполагания; для проверки знаний учащихся на этапе актуализации знаний либо на этапе контроля; для закрепления пройденного на уроке материала. В качестве ограничений применения контекстных задач на уроке химии можно выделить: ограничение во времени и объёме задачи. В рамках урочной формы обучения невозможно решить контекстную задачу с большим количеством вопросов, поэтому приходится использовать более сжатые и ёмкие контекстные задачи.
Агаева Айгуль
Почему вы выбрали именно эту тему?
АГАЕВА АЙГУЛЬ
Есть классификации общеучебных умений : коммуникативные, оргуправленческие и познавательные или интеллектуальные1. К познавательным можно отнести такие умения, как: видеть проблему, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, наблюдать, структурировать материал, доказывать свои суждения, сотрудничать. На наш взгляд, особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи. Однако его полноценное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах данное умение не выступает в качестве предмета специального усвоения, а в школьной практике зачастую применяется трансляция готовых знаний (репродуктивный материал), что не способствует развитию мышления. Поэтому мы выбрали эту тему для того чтобы показывать педагогам место этого умения в учебном процессе.
Игнатьева Анастасия
Учебники каких авторов вы анализировали?
Изучение вопросов прикладной химии в рамках школьного курса
Был проведен анализ учебников по химии авторов О.С. Габриелян, П.А.Оржековский и Н.Е.Кузнецова.
Вопрос для Жупановой с соавторами
Уважаемые авторы! Чем обусловлен выбор полиаминобензолсульфоновой кислоты в качестве модификатора углеродных нанотрубок. И в чем состоят преимущества разработанной вами методики определения феруловой кислоты и ванилина по сравнению с существующими?
А.А. Феоктистова, Л.Ф. Кожина
Могут ли помочь контекстные задачи учащимся школы при подготовке к ЕГЭ по химии?
Ответ на вопрос Ломовцева М.В.
Контекстные задачи – эффективный инструмент подготовки учащихся к ЕГЭ. Решение контекстной задачи требует от учащихся не только определенных предметных знаний и умений, но и их системности, функциональности и умения использовать данные знания в нестандартной ситуации. Как правило, контекстные задачи охватывают практически все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по химии, поэтому, использование контекстных задач позволит учащимся закрепить свои знания, отработать умения и получить высокие баллы!
Игнатьева А.С., Крылатова Я.Г
Как вы думаете, почему вопросы по правилам работы в лаборатории не вызывают у учащихся старших классов затруднения?
Изучение вопросов прикладной химии в рамках школьного курса
Правила работы в лаборатории регулярно затрагиваются на уроках химии во всех классах. Например, при выполнении лабораторных работ. Поэтому они могут свободно ориентироваться в этом материале.
Ищенко Н.А., Кожина Л.Ф
Как вы думаете, почему учащиеся на уроках химии ожидают, что на каждом занятии будут проводить красочные и эффектные опыты?
Ответ на вопрос Орынгуль Искалиевой
Современные дети много времени проводят в интернете, где им часто попадаются красочные и эффектные опыты. У детей появляется ассоциация "химия - это красочные и эффектные опыты". Они приходят на уроки химии, и там они тоже ожидают красочные опыты,но на деле оказывается, что химия -это не только " вау"- опыты, но теоретические знания, решение задач и т.д. Дети ждут опытов, потому что они действительно их очень заинтересовали, поэтому от них можно услышать "я сегодня будут опыты?", " а мы будем что-то взрывать? " и т.д.
Козинцева О.В.,Крылатова Я.Г
Предположите причины, на основании которых современные подростки выбирают тестирование в качестве средства контроля.
Любовь Филипповна Кожина
Уважаемая Любовь Филипповна! Причинами, в соответствии с которыми современные подростки выбирают тестирование в качестве средства контроля, являются: а) видимая "простота" ответа (можно наугад выбрать номер ответа, даже не зная правильного), б) быстрота проверки теста учителем и получение отметки учеником (в условиях пандемии учителя часто не успевают проверить традиционные письменные задания), в) отсутствие лишних записей (многие тестовые задания предусматривают в качестве ответа комбинацию цифр или число).
Калиничева Т.А.,Крылатова Я.Г
При изучении каких тем вы можете предложить применение технологии mind-карт?
Любовь Филипповна Кожина
Технология Mind-карт может быть использована при изучении любых тем курса химии, так как позволяет систематизировать и упорядочить большой объем информации в сжатую форму. Но это требует сформированности навыка составления таких карт, поэтому эту технологию лучше использовать систематически.
Абдулаева Э.Б.,Пичугина Г.А
Как психологические качества личности влияют на результат профессиональной деятельности педагога?
Агаева Айгуль
Какими умениями должен обладать учитель, чтобы устанавливать причинно-следственные связи?
АГАЕВА АЙГУЛЬ
выделять в предметах свойства;
иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;
определять в предметах существенные и несущественные признаки;
различать необходимые и достаточные признаки предметов;
устанавливать родо-видовые отношения;
выполнять простейшие умозаключения
А.С. Игнатьева, Я.Г. Крылатова
Какими способами можно расширить кругозор учащихся в вопросах, касающихся прикладной химии? Можете ли Вы предложить готовый сборник заданий линии 26 ЕГЭ по химии, который будет полезным, как учащимся старших классов, так и для учителей химии?
Ломовцев М.В.
В настоящий момент мы разрабатываем электронное пособие для подготовки учащихся к 26 заданию ЕГЭ. Пособие включает в себя как теоретическую, так и практическую часть(предусмотрены задания на каждую тему с разным уровнем сложности). Пособие будет полезно и для учащихся, и для учителей.
Т.А. Калиничева, Я.Г. Крылатова
Возможно ли использование Mind-карт при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии?
Ломовцев М.В.
Да, конечно. Это облегчает систематизацию знаний учащихся. Используя составленные Mind-карты при подготовке к ЕГЭ, позволит быстро и эффективно повторить пройденный материал в сжатые сроки.
Ломовцев М.В.
Как Вы думаете, почему у многих учащихся часто возникают проблемы с использованием (примененим) понятий при изучении химии и как их можно разрешить?
Т.А. Калиничева
Я думаю, это связано с тем, что предмет химия – достаточно сложный предмет для многих учеников. Для его успешного усвоения недостаточно одного интереса к предмету. Необходимо и трудолюбие, и серьёзность в выполнении заданий, в том числе домашних. Освоение важнейших понятий и законов химии связано с большим объёмом самостоятельной подготовки каждого ученика. Эти проблемы можно решить, используя наиболее эффективные способы организации проблемного обучения: поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Феоктистова А.А., Кожина Л.Ф.
Есть ли различия между понятиями контекстные задачи и интегрированные задачи? Если есть различия, то в чем они проявляются?
Ответ на вопрос Калиничевой Татьяны
Для выявления различий между данными понятиями рассмотрим определения, встречающиеся в педагогической литературе.
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся. К контекстным относят задачи, содержание которых отражает ситуации, которые часто встречаются в реальной бытовой, производственной, общественной жизни
Интегрированные задания – это задания, в которых объединяются в блок несколько предметов.
Интегрированными называются задания, для выполнения которых нужно задействовать несколько навыков. Например: прочитать текст задачи, а затем устно ответить на вопрос.
Таким образом, контекстная задача – более широкое понятие, включающее в себя не только сочетание нескольких навыков или знаний по отдельным предметным областям, но и умение применить их для решения конкретной жизненной задачи.
Иншина Т.В., Филатова А.А.
По каким критериям Вы определяете уровень цепочки превращений?
Ответ для Калиничевой Т.
Основной критерий - уровень знаний, которым владеют учащиеся и какие знания применяют при выполнении цепочек. 1 уровень - минимальные базовые знания о способах получения и химических свойствах веществ. 2 уровень - способность решать подзадачи, проводить логические связи условия синтеза - направление реакции. 3 уровень - ученик обладает углубленными знаниями по предмету, может предсказывать ход многостадийных превращений для неизвестных веществ.
Ищенко Н.А., Кожина Л.Ф.
На Ваш взгляд, из каких источников учащиеся могут почерпнуть знания о протекающих вокруг химических реакциях кроме учебников, чтобы могли порекомендовать?
Ответ на вопрос Калиничевой Татьяны
На сегодня таких источников очень и очень много. Можно использовать книги: 1) Илья Леенсон "Тайная жизнь химических веществ"
2) Стрельникова Е. Н."Химия с Шерлоком Холмсом" и другие книги
Можно посмотреть в интернете (мы должны полнить, что в интернете не вся информация истинная), например, в Инстаграме есть страничка Лилии Сусиковой, которая разбирает составы разных средств обихода - из последнего - жидкое мыло, и говорит о роли каждого компонента в этом средстве. А в тик-токе есть Таня Котельникова, которая показывает опыты и объясняет почему происходит именно так.
Абдуллаева Э. Б.
Можно ли по вашему мнению применить такой прием при работе с детьми в школе?
ОТВЕТ НА ВОПРОС ИЩЕНКО Н.
Все зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Конечно, данный вид деятельности улучшил бы процесс усвоения изучаемого материала, но не все дети готовы самостоятельно изучать предмет и разбираться в нем.
Учитывая всю специфику предмета, применение данного подхода будет приносит положительный результат при работе в классах с углублённой программой.
Игнатьева Е. С.
Какую дополнительную литературу
вы бы порекомендовали педагогу, готовящему детей к ЕГЭ по химии?
Наталья Ищенко
Учебные ролики по производствам важнейших веществ, расположенные на платформе YouTube, а также многочисленные пособия и справочники для подготовки к ЕГЭ(Доронькин, Добротин, Медведев). Но если говорить о вопросах прикладной химии, то в настоящее время, к сожалению, нет ни одного пособия, где были бы приведены все сведения, необходимые для решения данного задания.
ВОПРОС ДЛЯ АГАЕВОЙ А.
Какому уровню развития компетенций соответствует предложенное вами задание в статье?
АГАЕВА АЙГУЛЬ
Так как задание рассчитано для учащихся 8 класса, то это предусматривает базовый уровень развития компетенции, но полностью компетенция будет сформирована к окончанию обучения
ОТВЕТ НА ВОПРОС ИНШИНОЙ Т.В.
Так как задание рассчитано для учащихся 8 класса, то это предусматривает базовый уровень развития компетенции, но полностью компетенция будет сформирована к окончанию обучения
ВОПРОС ДЛЯ ИГНАТЬЕВОЙ А.С.
Почему Вы отдаете предпочтение информационным таблицам, а не интегрированным, контекстным задачам?
Ответ на вопрос Иншиной Т.В.
Для решения проблемы мы советуем использовать информационные таблицы вместе с интегрированными, контекстными задачами. Но в качестве примера была приведена только информационная таблица.
ВОПРОС ДЛЯ КАЛИЧЕВОЙ Т.А.
Представлено ли в литературе исполькование MIND-карт конкретно на уроках химии? Какими авторами и применительно к каким темам?
Страницы