
Театр головного мозга
Юрий Ошеров посвятил саратовскому театру всю свою жизнь. Именно он является тем мальчишкой из спектакля «Эй, здравствуй», который так любили наши бабушки и дедушки. А сейчас Юрий Петрович сам пишет сценарии, он художественный руководитель ведущего детского театра Саратова - ТЮЗа. На его счету огромное количество спектаклей. Ведь «заболел театром» он ещё в детстве. Юрий Ошеров и играет, и ставит. Это невероятной души человек, который от макушки до пят погружен в свое любимое дело. А узнать о нём немного больше можно из следующего интервью.
- Сейчас мы стоим на пороге взрослой жизни и выбираем свою будущую профессию. А кем вы мечтали стать в детстве, и совпала ли ваша мечта с реальностью?
- Вероятн
о, «с пеленок» был как-то предрасположен к творческой деятельности. Любил притворяться, любил обманывать по-хорошему, фантазировать. Учеником попал в школьный актив ТЮЗа, «заболел» этим делом - театром. Но мечтал я быть театральным художником. Очень любил рисовать и думал до 10 класса, что я буду им. И уже в театре обитал, ходил по декоративному цеху, кое-что удавалось порисовать, сделать, чему-то научиться.
А тут вдруг объявили набор в театральную студию, мне посоветовали попробовать, но я очень сопротивлялся. Поскольку я в театре был «свой» человек с 5 класса, меня уже все знали. И когда я что-то там прочитал, абсолютно необязательное, ну надо, надо, попросили, предложили, все равно не собирался поступать. И меня вдруг приняли в артисты. Мама была против, просила Юрия Петровича Киселева: «Отдайте мне ребенка». Он говорит: «Ну, давайте, годок поучится, все равно в институт не поступает, а через год, если что, не будет справляться, я вам его верну». И вот через год мама пришла и напомнила: «Вы обещали мне вернуть сына». Он ответил: «Извините, я вам его не верну».
Вот так я попал в артисты и, в общем, совсем об этом не жалею. Дело, которое мне очень нравится, которому я готов отдавать все время своей жизни. И театр, в общем-то, мой дом. Мне здесь хорошо, комфортно, я люблю работать и сам на сцене, и с артистами, заниматься педагогикой, режиссурой. Вообще интересная жизнь. Я не ошибся.
-Свою жизнь вы связали именно с саратовским театром, а были ли мысли поработать на сценах других городов?
- У меня мыслей таких не было. Я попал в театр в первый раз, увидел «Аленький цветочек» ещё в сорок восьмом году прошлого века на премьере. Меня мама привела, потом, наверное, жалела о том, что привела меня на спектакль. Саратов – это моя родина, моя земля, мои родственники, дом. Все связано с Саратовом, поэтому у меня мыслей никогда не было в другой город поехать, хотя и меня, и Светлану Васильевну, мою супругу, звали и в Ленинград, и в Киев, в общем, в разные города приглашали поработать. Но нас это никогда не прельщало.
- В Саратове на данный момент два ТЮЗа. Старый уже давно существует, и на его сцене уже живет Домовой. Он помогает актерам. А появился ли на сцене нового ТЮЗа такой помощник?
- Я должен сделать поправку. В Саратове не два ТЮЗа. Есть дом, в котором располагался старый ТЮЗ, на Вольской. Там теперь Дом творчества молодых людей, театральная концертная организация, она прямого отношения к ТЮЗу не имеет. Просто это наш альма-матер, там, где мы все выросли, там, где витают до сих пор, я смею надеяться, духи наших учителей, наших предков. Очень уж много связано с этим зданием. А сейчас работаем здесь, на площади Киселева, в новом театре, который мы долго-долго ждали, еще Юрий Петрович Киселев. 36 лет строили этот театр. Нам здесь удобно, комфортно, оборудовано очень хорошо. Много возможностей сценических, сценографических, технических, световых, звуковых. А духи должны за нами всё-таки время от времени приглядывать.
-В моей гимназии есть учебный предмет «театр». И я хотела бы узнать, есть ли в ТЮЗе мастер-классы для учащихся, чтобы мы могли узнать о таких профессиях, как актёр, режиссёр, декоратор, гримёр и других?
- У нас в театре есть педагогическая часть, литературная часть. Они плотно занимаются общением со школьниками, с людьми, которые на пороге самостоятельной взрослой жизни. Мы достаточно часто встречаемся с ребятами в школах и на территории театра. Есть учительский актив, который общается с нами для того, чтобы разобраться, как влияет общение с театром, с искусством на формирование молодого человека. Чем театр может им помочь, чем они могут помочь театру в формировании репертуара? Так что, специальных курсов у нас в театре нет, но наши двери всегда открыты. Мы вам расскажем, покажем, проведём по театру и часть своих секретов приоткроем.
- В спектаклях зачастую актёры проживают сказочную жизнь. Какой день в реальной жизни для вас стал сказочным и почему?
- Таких дней б
ыло много. Но, в силу моего возраста, понимаю, что сказочные дни у меня были, когда я был ещё совсем маленьким, ещё дошкольником. Моя мама каждый вечер, приходя с работы, брала меня за руку и вела по улице, ныне она называется Московской. Потом по Радищева, выходили на проспект Кирова, проходили мимо консерватории к хлебному магазину Стружкина, от него всегда пахло ванилью. Мы заходили в этот магазин. И мама обязательно покупала мне пирожное за 22 копейки, либо ромовую бабку.
Я шёл по улице, ел это пирожное, и мы возвращались домой. А сейчас я прохожу по проспекту, и уже ванилином не пахнет. А вот этот момент, 4-5 лет, чудесного ощущения детства. Когда мама держит за руку, в другой руке пирожное или ромовая бабка и на морозе «хрумкаешь». И мама рядом, и сладость рядом, и такой молодой. Наверное, это и есть самое сказочное яркое воспоминание.
Причём это не кокетство, действительно очень много даёт память детства. Она очень благотворно действует на человека. Достоевский говорил, что воспитание ваше и есть набор прекрасных воспоминаний, вынесенных еще из детства, из родительского дома, это будет спасать человека всю жизнь. Чем больше воспоминаний осталось в сердце нашем или, может быть, это одно воспоминание, именно оно может служить нам спасением. Берегите воспоминания из детства, они важны. Я, уже с 75-летним опытом, могу сказать, что они действительно спасательные таблетки, лекарства для души.
- В завершение интервью, в качестве мотивации для ребят, продолжите фразы фразы: хочу, могу, надо.
- Хочу долго жить.
Могу еще немало сделать, как мне кажется.
Надо быть здоровым. Уметь удержать здоровье и друзей. Надо не сдаваться: биться за то, во что ты веришь и находить силы, соратников, единомышленников. У человека есть обязанности перед жизнью, не только перед собой, ведь для чего-то каждый из нас появился на свет. Каждому было что-то предначертано, и это надо успеть сделать. Причём не просто сделать, а сделать хорошо, в меру своих возможностей, таланта. Это надо. Мы не имеем права распоряжаться своим талантом наплевательски, его надо реализовать. Но оглядываясь, не причиняю ли я боли рядом стоящим.
Беседовала Дарья Шабаева





