Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Дарья Шабаева. Интервью "Театр головного мозга"

Театр головного мозга

Юрий Ошеров посвятил саратовскому театру всю свою жизнь. Именно он является тем мальчишкой из спектакля «Эй, здравствуй», который так любили наши бабушки и дедушки. А сейчас Юрий Петрович сам пишет сценарии, он художественный руководитель ведущего детского театра Саратова - ТЮЗа. На его счету огромное количество спектаклей. Ведь «заболел театром» он ещё в детстве. Юрий Ошеров и играет, и ставит. Это невероятной души человек, который от макушки до пят погружен в свое любимое дело. А узнать о нём немного больше можно из следующего интервью.

- Сейчас мы стоим на пороге взрослой жизни и выбираем свою будущую профессию. А кем вы мечтали стать в детстве, и совпала ли ваша мечта с реальностью?

Вероятно, «с пеленок» был как-то предрасположен к творческой деятельности. Любил притворяться, любил обманывать по-хорошему, фантазировать. Учеником попал в школьный актив ТЮЗа, «заболел» этим делом - театром. Но мечтал я быть театральным художником. Очень любил рисовать и думал до 10 класса, что я буду им. И уже в театре обитал, ходил по декоративному цеху, кое-что удавалось порисовать, сделать, чему-то научиться.

А тут вдруг объявили набор в театральную студию, мне посоветовали попробовать, но я очень сопротивлялся. Поскольку я в театре был «свой» человек с 5 класса, меня уже все знали. И когда я что-то там прочитал, абсолютно необязательное, ну надо, надо, попросили, предложили, все равно не собирался поступать. И меня вдруг приняли в артисты. Мама была против, просила Юрия Петровича Киселева: «Отдайте мне ребенка». Он говорит: «Ну, давайте, годок поучится, все равно в институт не поступает, а через год, если что, не будет справляться, я вам его верну». И вот через год мама пришла и напомнила: «Вы обещали мне вернуть сына». Он ответил: «Извините, я вам его не верну».

Вот так я попал в артисты и, в общем, совсем об этом не жалею. Дело, которое мне очень нравится, которому я готов отдавать все время своей жизни. И театр, в общем-то, мой дом. Мне здесь хорошо, комфортно, я люблю работать и сам на сцене, и с артистами, заниматься педагогикой, режиссурой. Вообще интересная жизнь. Я не ошибся.

-Свою жизнь вы связали именно с саратовским театром, а были ли мысли поработать на сценах других городов?

У меня мыслей таких не было. Я попал в театр в первый раз, увидел «Аленький цветочек» ещё в сорок восьмом году прошлого века на премьере. Меня мама привела, потом, наверное, жалела о том, что привела меня на спектакль. Саратов – это моя родина, моя земля, мои родственники, дом. Все связано с Саратовом, поэтому у меня мыслей никогда не было в другой город поехать, хотя и меня, и Светлану Васильевну, мою супругу, звали и в Ленинград, и в Киев, в общем, в разные города приглашали поработать. Но нас это никогда не прельщало.

- В Саратове на данный момент два ТЮЗа. Старый уже давно существует, и на его сцене уже живет Домовой. Он помогает актерам. А появился ли на сцене нового ТЮЗа такой помощник?

Я должен сделать поправку. В Саратове не два ТЮЗа. Есть дом, в котором располагался старый ТЮЗ, на Вольской. Там теперь Дом творчества молодых людей, театральная концертная организация, она прямого отношения к ТЮЗу не имеет. Просто это наш альма-матер, там, где мы все выросли, там, где витают до сих пор, я смею надеяться, духи наших учителей, наших предков. Очень уж много связано с этим зданием. А сейчас работаем здесь, на площади Киселева, в новом театре, который мы долго-долго ждали, еще Юрий Петрович Киселев. 36 лет строили этот театр. Нам здесь удобно, комфортно, оборудовано очень хорошо. Много возможностей сценических, сценографических, технических, световых, звуковых. А духи должны за нами всё-таки время от времени приглядывать.

-В моей гимназии есть учебный предмет «театр». И я хотела бы узнать, есть ли в ТЮЗе мастер-классы для учащихся, чтобы мы могли узнать о таких профессиях, как актёр, режиссёр, декоратор, гримёр и других?

У нас в театре есть педагогическая часть, литературная часть. Они плотно занимаются общением со школьниками, с людьми, которые на пороге самостоятельной взрослой жизни. Мы достаточно часто встречаемся с ребятами в школах и на территории театра. Есть учительский актив, который общается с нами для того, чтобы разобраться, как влияет общение с театром, с искусством на формирование молодого человека. Чем театр может им помочь, чем они могут помочь театру в формировании репертуара? Так что, специальных курсов у нас в театре нет, но наши двери всегда открыты. Мы вам расскажем, покажем, проведём по театру и часть своих секретов приоткроем.

В спектаклях зачастую актёры проживают сказочную жизнь. Какой день в реальной жизни для вас стал сказочным и почему?

- Таких дней было много. Но, в силу моего возраста, понимаю, что сказочные дни у меня были, когда я был ещё совсем маленьким, ещё дошкольником. Моя мама каждый вечер, приходя с работы, брала меня за руку и вела по улице, ныне она называется Московской. Потом по Радищева, выходили на проспект Кирова, проходили мимо консерватории к хлебному магазину Стружкина, от него всегда пахло ванилью. Мы заходили в этот магазин. И мама обязательно покупала мне пирожное за 22 копейки, либо ромовую бабку.

Я шёл по улице, ел это пирожное, и мы возвращались домой. А сейчас я прохожу по проспекту, и уже ванилином не пахнет. А вот этот момент, 4-5 лет, чудесного ощущения детства. Когда мама держит за руку, в другой руке пирожное или ромовая бабка и на морозе «хрумкаешь». И мама рядом, и сладость рядом, и такой молодой. Наверное, это и есть самое сказочное яркое воспоминание.

Причём это не кокетство, действительно очень много даёт память детства. Она очень благотворно действует на человека. Достоевский говорил, что воспитание ваше и есть набор прекрасных воспоминаний, вынесенных еще из детства, из родительского дома, это будет спасать человека всю жизнь. Чем больше воспоминаний осталось в сердце нашем или, может быть, это одно воспоминание, именно оно может служить нам спасением. Берегите воспоминания из детства, они важны. Я, уже с 75-летним опытом, могу сказать, что они действительно спасательные таблетки, лекарства для души.   

В завершение интервью, в качестве мотивации для ребят, продолжите фразы фразы: хочу, могу, надо.        

Хочу долго жить.

Могу еще немало сделать, как мне кажется.

Надо быть здоровым. Уметь удержать здоровье и друзей. Надо не сдаваться: биться за то, во что ты веришь и находить силы, соратников, единомышленников. У человека есть обязанности перед жизнью, не только перед собой, ведь для чего-то каждый из нас появился на свет. Каждому было что-то предначертано, и это надо успеть сделать. Причём не просто сделать, а сделать хорошо, в меру своих возможностей, таланта. Это надо. Мы не имеем права распоряжаться своим талантом наплевательски, его надо реализовать. Но оглядываясь, не причиняю ли я боли рядом стоящим.

 

Беседовала Дарья Шабаева